136 закон о местном самоуправлении

Блог

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Право граждан на местное самоуправление реализуется посредством его организации в трех типах муниципальных образований: поселениях, городских округах и муниципальных районах. За каждым из названных типов муниципальных образований закреплен перечень вопросов местного значения.

Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 15-П положения части 3 и 10 статьи 40 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти законоположения — при отсутствии в системе действующего правового регулирования специальных правовых механизмов согласованного взаимодействия института судебной защиты прав лица, удаленного в отставку с должности главы муниципального образования, и института досрочных выборов главы муниципального образования — допускают в правоприменительной практике проведение таких досрочных выборов до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку и тем самым не гарантируют возможность реального восстановления его прав в случае признания судом соответствующего решения представительного органа местного самоуправления незаконным

Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года

В большинстве субъектов РФ приняты законы, регулирующие порядок проведения муниципальных выборов и местных референдумов. Особенность регионального избирательного законодательства состоит в том, что в ряде субъектов действует один закон — о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, во многих субъектах два закона — о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и о выборах глав муниципальных образований. В некоторых субъектах действуют законы об отзыве депутатов представительных органов местного самоуправления. Законодательство субъектов РФ регулирует и другие формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного Самоуправления, в том числе об организации территориального общественного самоуправления, о порядке проведения собраний (сходов) граждан и др.

— постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации (например, постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О ходе исполнения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об обеспечении конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения»); постановления Конституционного Суда Российской Федерации (например, постановление по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» от 17 апреля 1996 г.).

К федеральному законодательству, регулирующему местное самоуправление, также относятся:

Федеральный закон закрепил законодательную основу местного самоуправления (ст. 7) и создал необходимые предпосылки для развития федерального и регионального законодательства в сфере местного самоуправления.

Основы местного самоуправления в конкретном регионе устанавливаются конституциями республик, уставами других субъектов РФ.

Федеральное законодательство включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, решения Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления.

Для оптимальной организации и эффективного функционирования органов местного самоуправления важное значение имеют законы субъектов РФ, регулирующие вопросы статуса и социальных гарантий депутатов представительных органов и глав местного самоуправления, муниципальной службы, прав и обязанностей муниципальных служащих, укрепление экономических и финансовых основ местного самоуправления.

Федеральный закон определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, территориальные, экономические и финансовые основы местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в нашей стране.

Практически во всех субъектах приняты законы о местном самоуправлении, в которых устанавливаются общие принципы и формы осуществления местного самоуправления, предметы их ведения, территориальная, экономическая и финансовая основы местного самоуправления, определяются структура, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, закрепляются гарантии местного самоуправления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

В Федеральном законе разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, определяются предметы ведения местного самоуправления, регулируются основные формы осуществления населением местного самоуправления — это органы местного самоуправления и прямое волеизъявление граждан.

136 закон о местном самоуправлении

Базовым исходным для построения системы местного самоуправления в нашей стране является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Все другие федеральные законы и законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и названному Федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

К таким законам, имеющим общий характер, непосредственно примыкают законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам о территориях муниципальных образований, порядке их реорганизации и упразднения, об осуществлении права законодательной инициативы органами местного самоуправления, о правовых актах органов местного самоуправления, об обращении граждан в эти органы, о государственной регистрации уставов муниципальных образований.

2. Специализированные федеральные законы. Они призваны регу­лировать отдельные вопросы организации и осуществления местно­го самоуправления. Можно выделить следующие федеральные за­коны данного вида:

■ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ;

■ «О поэтапном формировании органов охраны общественного порядка» от 3 июня 1996 г.;

■ «Об эксперименте по отработке моделей организации местно­го самоуправления, проводимом в Псковской области» от 11 октября 1996 г. № 1188;

■ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Феде­рации от 11 июня 1997 г. № 568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федера­ции"» от 15 августа 1997 г. № 1045;

При разграничении полномочий федеральных органов государ­ственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления установлены довольно жесткие ограничения для субъектов РФ, которые вправе осуществлять пра­вовое регулирование местного самоуправления только в случаях и порядке, установленном федеральным законом. Федеральное муни- ципально-правовое регулирование выступает на первое место, обес­печивая определенное единство и унификацию в правовом регули­ровании местного самоуправления, задавая основы для оптималь­ной модели местного самоуправления в Российской Федерации.

■ «О порядке компенсации расходов органов местного само­управления в муниципальных образованиях, где нет военных комиссариатов, связанных с осуществлением в 2005 году пер­вичного воинского учета» от 14 декабря 2005 г. № 766;

■ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ;

■ «О мерах по обеспечению реформы местного самоуправле­ния» от 21 марта 1994 г.;

И.В. Выдрин предлагает называть такие законы систематизиро­ванными, поскольку они объединяют нормативные предписания различных отраслей права (гражданского, финансового, админист­ративного), подчиняя их задаче регулирования муниципально-пра- вовых отношений. Законы данной группы выполняют самую значи­тельную роль в определении статуса местного самоуправления и режима его функционирования [115] .

■ «О некоторых мерах по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 17 июля 1996 г. № 871;

■ «Об основах муниципальной службы в Российской Федера­ции» от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ;

По логике 131-ФЗ, муниципальным образованием управляют жители через избранных ими депутатов. Депутаты принимают на работу наемного управляющего – главу администрации, который вместе с другими служащими администрации и осуществляет всю повседневную работу. План этой работы (программы развития и бюджет для их выполнения) утверждают депутаты.

Первое отличие, которое лежит на поверхности – это выборы. Жители выбирают депутатов, и выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей. Это неправильно по двум причинам: во-первых, местные власти должны выбираться всем населением, однако в муниципальных выборах участвуют в основном пенсионеры, служащие разного рода и маргиналы («за наличный расчет»). Явка на муниципальных выборах редко превышает 30%, и при такой явке странно говорить о легитимности. А во-вторых, в состав местных властей входят не только депутаты, но и исполнительная власть – администрация. Следовательно, как минимум главу администрации жители также должны выбирать.

При общем надзоре различают превентивный и последующий методы контроля. Превентивными являются получение санкции, консультация и право органа надзора на получение в любое время нужной информации. К последующему контролю относятся право опротестовать и отменить решение, право отдать распоряжение и в случае отказа его выполнить — право заменить работников. За выполнением бюджета общины производится регулярный контроль, включающий проверку годовых отчетов с сообщением результатов проверки. Назначение комиссара, а также роспуск органа местного самоуправления — это крайние меры надзора, которые применяются, если представительное собрание отказывается принимать необходимые решения. Мероприятие общего надзора община (МСУ) может обжаловать в административном суде.

Вроде бы понятно, логично, и должно работать. Но, блин, не работает! Вот тут меня зацепило, и я решила посмотреть – почему.

Не секрет, что основные принципы 131-ФЗ были попыткой повторить практику германского законодательства. В Германии МСУ работает безукоризненно. Ну то есть мы получили от немцев чертежи Мерседеса, сделали на их основании технические регламенты – и на выходе почему-то получили плохо собранные Жигули. Дьявол, как обычно, в деталях. Попробуем разобраться.

До сих пор я считала, что именно пассивность населения является тем самым тормозом, из-за которого 131-ФЗ является мертворожденным монстром. Но после того, как пришлось влезть в изучение бюджета Всеволожска, я свое мнение изменила.

В РФ как обычно, изобрели свое колесо – «такое же, как у них, но из принципа не круглое». Самостоятельность есть, а надзора нет.

Таким образом, налицо вторая проблема – профессиональный контроль. Как же эта проблема решается в Германии? Или там все представители МСУ – суперпрофессионалы? Вовсе нет. Просто в Германии МСУ не выведено за пределы госвласти, а встроено в нее как низовое звено. И контроль там жесточайший. Орган надзора федеральной земли за местным самоуправлением должен контролировать, чтобы общины выполняли свои задачи в интересах общественного блага. Органами надзора окружного подчинения являются окружной директор или окружной советник. Высшей надзорной инстанцией является министр внутренних дел.

Кто вообще является субъектом права на местное самоуправление? В Германии субъект – это общины, то есть объединение жителей. И только. А вот в РФ таких субъектов два: сами жители (по аналогии с Германией, чисто декларативно) и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом правами юридического лица. Соответственно решение всех вопросов на местном уровне закрепляется за органами местного самоуправления: согласно ст. 132, именно органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, они же наделяются отдельными государственными полномочиями. То есть местное самоуправление на уровне закона заменено муниципальным управлением. Но это не равнозначные понятия. Ведь местное самоуправление предполагает не только и не столько выполнение социальных обязательств, сколько участие активного населения в мобилизации и распределении местных, поселенческих, собственных ресурсов.

Можно возразить, что контроль должен осуществляться депутатами. Но депутаты – не профессионалы. И даже если они действительно легитимно избраны, где гарантии, что они реально разбираются в тех документах, за которые голосуют? Да посмотрите на принятие бюджета, генплана – все депутаты изучили документы и готовы отстаивать свою точку зрения? Да что там крупные, «судьбоносные» документы. Можно и по мелочи. Например, решение Совета Депутатов о внесении двух земельных участков на улице Вахрушева в перечень Объектов, которые могут быть предоставлены инвесторам для целей инвестиционной деятельности. Кто может сказать, для чего это нужно? Никто? И из депутатов никто не знает, кроме, наверное, Сукиасяна, ну может еще кого-то. Но вроде бы безобидный документ, все депутаты поднимают руки «за». (Одна Хорошева против, но она у нас одна такая Баба-Яга ).

Сначала скажу пару слов для тех, кто вообще не знает, что такое МСУ: согласно закону, государственная власть в РФ заканчивается на уровне субъектов Федерации (в нашем случае это Ленинградская область), а уровень ниже – район и собственно Всеволожск – это уже не государственная, а муниципальная власть. Муниципальное образование имеет собственный бюджет, с помощью которого решает вопросы повседневной жизни: коммунальные сети, дороги местного значения, благоустройство, общественный транспорт, строительство в границах поселения – все это и многое другое находится в ведении муниципалитетов.

Всеволожский форум

Вернемся еще раз к тому, что было написано в начале: государственная власть в РФ заканчивается на уровне субъектов Федерации. А ниже, на местном уровне, находится институт местной власти как некоторое явление, которое в отношениях с государством пытается себя представить местным самоуправлением, а в отношениях с населением — как вид государственной власти.

Для взаимодействия с органами местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь может создаваться Совет по взаимодействию органов местного самоуправления. Положение о данном Совете утверждается Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

1. Местное самоуправление — форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, — граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

2.2. принимают необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц на соответствующей территории, в том числе участвуют в осуществлении контроля за своевременным и качественным разрешением государственными органами и иными государственными организациями вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской исполкомы (далее, если не указано иное, — исполкомы областного уровня). Исполкомы областного уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных уровней.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Местное управление и самоуправление организуются и осуществляются на основе Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и других актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь.

защита прав и законных интересов граждан;

2. Полномочия Совета начинаются со дня открытия первой после выборов сессии Совета и сохраняются до открытия первой сессии Совета нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона.

Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

3. Органами Совета являются президиум, постоянные и временные комиссии Совета.

О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь

1. Совет избирается гражданами соответствующей административно-территориальной единицы на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года