Федеральный закон малый и средний бизнес

Блог

Еще один недостаток налоговых каникул состоит в том, что воспользоваться ими смогут только индивидуальные предприниматели, работающие в научной, производственной или социальной сфере (это около 15% от их общего числа). Юридические лица, даже, если они являются малыми предприятиями, пока под налоговые каникулы не попадают вовсе.

В итоге с одной стороны, можно сказать, что политика государства в отношении малого и среднего бизнеса носит не системный характер. Зачастую принимаемые решения противоречат друг другу и сводят все усилия к нулю, если не к минусу, как в случае со страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей в 2013 году. Кроме того, часть решений в течение года-двух применения просто «откатывается» назад (порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, статья о мошенничестве в предпринимательской сфере).

Сейчас малые и средние предприятия имеют право приобрести такие помещения без конкурсов или аукционов, если они арендуют их по состоянию на 1 июля 2013 года более двух лет, не имеют задолженности по арендной плате, и если сами помещения не предназначены исключительно для передачи в аренду. Для этого предпринимателям необходимо направить заявление в уполномоченный орган власти субъекта РФ. Тем не менее, не исключено, что в условиях кризиса срок действия закона будет продлен, как это уже неоднократно происходило.

Штрафы теперь составят для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 5 тыс. до 10 тыс. руб, а для юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ранее было от 2 до 3 тыс. и от 20 до 30 тыс. соответственно). По-прежнему может применяться административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 436-ФЗ).

Размеры штрафов по большинству составов увеличиваются в 5-10 раз и достигают для индивидуальных предпринимателей 150 тыс. руб., а для юридических лиц – 300 тыс. руб. (за некоторые повторные нарушения – и вовсе 500 тыс. и 1 млн руб. соответственно).

Во-первых, была введена обязанность организаций, применяющих УСН или ЕНВД, уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, облагаемой налогом исходя из кадастровой стоимости. Прежде они были освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Изменения были внесены в ст. 346.11 НК РФ, для плательщиков УСН вступили с 1 января 2015 года, ЕНВД – еще в третьем квартале 2014 года (Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ).

Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять не менее чем 18% годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, и не менее 10% по результатам закупок, участниками которых были только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Малый и средний бизнес: основные изменения и перспективы на 2015 год

Так, в частности, появилась ст. 159.4 УК РФ и корреспондирующие изменения в УПК РФ, которые предусматривают, в два раза меньший по сравнению со ст. 159 УК РФ максимальный срок лишения свободы (пять лет против 10), сокращенный срок давности привлечения к ответственности (шесть лет против 10) и более высокий порог крупного и особо крупного размера мошенничества (1,5 млн и 6 млн руб. против 250 тыс. и 1 млн руб.), возможность возбуждения уголовного дела только по заявлению потерпевшего.

В 2013 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось на 7,5% (индивидуальных предпринимателей – на 12,7%, малых предприятий – юридических лиц – на 3,5%). Количество микро- и средних предприятий – юридических лиц в 2013 году, напротив, выросло на 3,9% и 15,4% соответственно.

Кроме того, рассматривается и вопрос о введении кратных штрафов в качестве наказания за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений (нарушение авторских и смежных прав, мошенничество, присвоение или растрата) и за преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ). Это даст возможность судам не приговаривать предпринимателей к лишению свободы, но при этом последним придется уплатить штраф в несколько раз превышающий сумму причиненного ущерба. В 2011 году подобный подход уже был внедрен в статьях о коррупционных преступлениях (ст. 290, ст. 291 УК РФ). Конкретные решения по данным вопросам должны быть приняты Правительством РФ в первой половине 2015 года.

2014 год стал одним из самых насыщенных по количеству инициатив и законодательных актов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Большинство из них должны быть реализованы в 2015 году, часть – в более долгосрочной перспективе. Параллельно предпринят и ряд спорных мер, которые, напротив не вяжутся с заявляемыми государством курсом на развитие предпринимательства.

Расширение доступа малых предприятий к закупкам госкомпаний

Малый и средний бизнес: критерии

Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства

— общественных и религиозных организаций (объединений)

Доля участия в уставном (складочном) капитале юридических лиц, которые не являются субъектами малого и среднего бизнеса

По показателям 2008 и 2009 года организация относится к малым предприятиям.

— РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

К субъектам малого и среднего предпринимательства в России относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие критериям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Критерии отнесения бизнеса к субъектам малого и среднего предпринимательства

Средняя численность работников за предшествующий календарный год (определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера) в порядке, установленном Приказом Росстата от 28.10.2013 №428

Расширен перечень субъектов малого и среднего бизнеса

Несмотря на то, что в 2010 году показатели средней численности и выручки превысили предельные значения, организация в 2011 году будет иметь статус малого предприятия. Если и в 2011 году показатель средней численности будет больше 100 человек и/или показатель выручки превысит 400 млн. руб., то организация потеряет статус субъекта малого предпринимательства только с 2012 года. При этом если выручка в 2011 году не превысит 1 млрд. руб., а средняя численность работающих – 250 человек, то организация перейдет в категорию субъектов среднего предпринимательства.

В экономической теории субъекты малого и среднего предпринимательства (организации и индивидуальные предприниматели) также называются малыми и средними предприятиями. В настоящем пособии указанные термины используются в таком же значении.

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале:

Первый критерий — состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

Второй критерий — средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса

Третий критерий — выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ — без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

* Арбитражную практику по этому поводу см. здесь.

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

Закон № 209-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 года.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

Статья 6. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может осуществляться в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

Статья 22. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства

3) учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

8) информация (в случае если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления.

1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г

2) полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;