Федеральный закон о банковской деятельности в рф

Блог

Федеральный закон О банках и банковской деятельности

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 60 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в часть первую статьи 20 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в Ведомостях съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 357

Настоящий Федеральный закон введен в действие с момента его принятия

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

б) дополнить частью девятой следующего содержания:

2) статью 73 дополнить частями восьмой — десятой следующего содержания:

закреплять в кредитных договорах и договорах залога, за исключением договора залога жилого помещения, гаража, гаражного бокса, машино-места, принадлежащих (предоставленных) физическому лицу, автомобилей легковых, мотоциклов и мотороллеров, принадлежащих физическому лицу и не используемых для целей предпринимательской деятельности, и договора залога земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленного физическому лицу для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, животноводства или огородничества, а также зданий, строений, сооружений, находящихся на данном земельном участке, обязанности заемщика проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде, по предоставлению кредитной организации соответствующих документов (информации) и выполнению иных действий, необходимых для осмотра уполномоченными представителями (служащими) Банка России предмета залога по месту его хранения (нахождения) и ознакомления с деятельностью заемщика — юридического лица либо индивидуального предпринимателя проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде, непосредственно на месте.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзаца четвертого статьи 2 настоящего Федерального закона.

Внести в Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; 2007, N 1, ст. 10; 2011, N 27, ст. 3873; 2013, N 27, ст. 3438; 2014, N 52, ст. 7543) следующие изменения:

В СТАТЬИ 72 И 73 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЦЕНТРАЛЬНОМ

БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)» И СТАТЬЮ 33

Статью 33 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492) дополнить частью третьей следующего содержания:

предусматривать во внутренних документах способы содействия в получении уполномоченными представителями (служащими) Банка России документов и информации о предмете залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, резервы по которой формируются в соответствии со статьей 69 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и о деятельности заемщика — юридического лица либо индивидуального предпринимателя проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде, необходимых для осмотра такого предмета залога по месту его хранения (нахождения) и ознакомления с деятельностью заемщика — юридического лица либо индивидуального предпринимателя проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде, непосредственно на месте при проведении указанных осмотра предмета залога и ознакомления с деятельностью заемщика — юридического лица либо индивидуального предпринимателя проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде;

Кредитная организация обязана содействовать проведению уполномоченными представителями (служащими) Банка России осмотра предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, по месту его хранения (нахождения) и их ознакомлению с деятельностью заемщика — юридического лица либо индивидуального предпринимателя проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде, непосредственно на месте, в том числе по запросу Банка России обеспечивать присутствие представителей кредитной организации при осмотре предмета залога и ознакомлении с деятельностью заемщика — юридического лица либо индивидуального предпринимателя проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде.

а) часть четвертую после слова «пассивов» дополнить словами «, в том числе достаточности резервов, создаваемых под риски,»;

Федеральный закон от N 362-ФЗ — О внесении изменений в статьи 72 и 73 Федерального закона — О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) — и статью 33 Федерального закона — О банках и банковской деятельности

«Уполномоченные представители (служащие) Банка России вправе проводить осмотр предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, за исключением жилого помещения, гаража, гаражного бокса, машино-места, принадлежащих (предоставленных) физическому лицу, автомобилей легковых, мотоциклов и мотороллеров, принадлежащих физическому лицу и не используемых для целей предпринимательской деятельности, и земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленного физическому лицу для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, животноводства или огородничества, а также зданий, строений, сооружений, находящихся на данном земельном участке, по месту его хранения (нахождения) и ознакомление с деятельностью заемщика — юридического лица либо индивидуального предпринимателя проверяемой кредитной организации и (или) залогодателя — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, не являющегося заемщиком по данной ссуде, с выходом на место в порядке и случаях, установленных Банком России.

  • ФЗ 395-1 “О банках и банковской деятельности” — принят в декабре 1990 года, является основным регулирующим документом, определяет главные понятия и термины, уставной капитал, порядок регистрации и лицензирования;
  • ФЗ 86 “О Центральном банке Российской Федерации” — принят в 2002 году, регламентирует деятельность главного финансового учреждения страны, определяет денежную единицу России, предписывает контролирующие функции, инструменты и методы;
  • И-153 — инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов, утверждена в 2014, закон предписывает порядок действий и список необходимых документов;
  • ФЗ 161 “О национальной платежной системе” — принят в 2011, определяет правовую основу для осуществления платежных услуг и переводов, на его основании в 2012 разработано Положение 383 о правилах перевода денежных средств;
  • И-139 — инструкция ЦБ РФ “Об обязательных нормативах банков”, утверждена в 2012, регулирует методику расчета обязательных банковских нормативов.
  • Основным отрицательным аспектом сокращения выделяют затраты на возмещение убытков вкладчикам. Учитываются также и потери юридических лиц, вкладывающих средства в развитие коммерческих учреждений. Немаловажным аспектом является и создание нестабильности в банковской среде для юридических и физических лиц.

  • общие положения, регулирующие основные понятия, определения, главные аспекты деятельности финансовых учреждений;
  • порядок регистрации и лицензирования финансовых учреждений;
  • меры по обеспечению стабильности банковской системы, защита прав вкладчиков и кредиторов;
  • регулирование законом отношений между кредитными организациями и процедура обслуживания клиентов;
  • регламент сберегательного дела;
  • бухгалтерский учет, система отчетности.
  • Перечень основных законодательных актов, регулирующих деятельность финансовых учреждений, выглядит следующим образом:

    Кроме указанных положений действуют и узконаправленные законы и правовые акты, регулирующие отдельные аспекты банковской деятельности. Все документы активно дорабатываются в соответствии с актуальными нормами законодательства.

    Дальнейшее рассмотрение статьи коснется ФЗ 395-1. Краткое содержание Федерального закона “О банках и банковской деятельности” можно рассмотреть по главам:

    При анализе банковской деятельности нельзя не затронуть вопрос о сокращении количества банков за последние 10 лет. Такие изменения призваны урегулировать рынок финансовых услуг. Преимуществами сокращения количества коммерческих организаций можно выделить следующие аспекты:

    Закон о банковской деятельности в РФ

    Скачать Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” можно по ссылке. Текст представлен в последней редакции закона, с последними изменениями за 18 июня 2017. Приведенный для скачивания закон будет полезен как для работников финансового учреждения и его клиентов, так и для юристов, изучающих данную область законодательства.

    Отдельно следует учитывать ст 27 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”. Ее положения регламентируют наложение ареста и взыскания на средства кредитной организации. Последние изменения статьи 27 производились в 2011 году — были скорректированы формулировки отдельных частей.

    Банковскую деятельность на территории Российской Федерации регламентируют несколько правовых актов. Основным из них является Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” под номером 395-1. Вместе с ним функции финансовых учреждений регулируются сопутствующими положениями, федеральными законами, а также отдельными инструкциями.

    Последние изменения в Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” были введены 18 июня 2017. Кроме них поправки в этом же году были внесены 28 марта и 1 мая. Все они затронули следующие статьи закона:

    Последние изменения в Федеральный закон 395-1 “О банках и банковской деятельности” были внесены рядом поправок в 2017 году.

    Если третьи лица заполучили информацию, которая является банковской тайной при помощи похищения, угроз или подкупа, накладывается штраф. Его сумма — 500 тысяч рублей или сумма заработных плат за 12 месяцев или исправительные работы на срок до одного года. В виде наказания предусматривается и лишение свободы сроком на 24 месяца.

    Тайная информация по счетам и вкладам физических лиц может быть представлена:

    Если банк обладает универсальной лицензией, он может проводить банковские операции, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона.

    Должностные или руководящие лица, список которых определяется Президентом Российской Федерации, не могут передавать третьим лицам тайную информацию об операциях, о вкладах и счетах физических лиц.

    Банк или кредитная организация гарантирует каждому клиенту тайность информации о проведенных транзакциях и наличии счетов. Сотрудники банковской организации обязаны хранить тайну о счетах, операциях и вкладах корреспондентов и клиентов. Более подробная информация об этом представлена в статье 26.

    Если банковская тайна разглашается третьим лицам, то должностные граждане несут ответственность в виде наказания, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

    Операторы (сотрудники банка) не могут раскрывать тайную информацию третьим лицам. Речь идет о транзакциях по счетам участников — клиентов и их платежных систем. Но существуют исключения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Сведения могут быть переданы организации для формирования кредитной истории в порядке условий, которые предусматриваются договором в соответствии с Федеральными законами «О кредитных историях» и «банковских тайнах».

    Кредитная организация работает по собственным нормативным актам. Со стороны государства обязательства на банк не действуют, ровно как и наоборот. Органы исполнительной и законодательной власти не могут вмешиваться в работу кредитных организаций. Но настоящий Федеральный закон предусматривает исключения в работе данной системы.

    Данные и документы о проведении тайных транзакций, открытии и ведении счетов передаются в орган валютного рынка, налоговые и таможенные органы. В этом случае они выступают в виде агентов валютного контроля. Объем и порядок валютного перечисления указан в Федеральном законе.

    Статья 26 гласит о том, что за разглашение банковской тайны некоторые лица несут ответственность. К методам ответственности относится и возмещение нанесенного ущерба, положения о котором предусматривает настоящий Федеральный закон.

    Банк — это вид кредитной организации, которая может осуществлять определенные банковские операции:

    Статья — О банковской тайне — ФЗ 395-1

    Органам валютного контроля запрещается раскрывать полученную от кредитных организаций информацию третьим лицам. Однако существуют исключения, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

    Документы и сведения, которые содержат банковскую тайну юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставляются кредитными организациями таможенным органам Российской Федерации в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

    Кредитные организации, являющиеся участниками банковской группы, участниками банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в целях составления отчётности банковской группы, банковского холдинга и иных объединений с участием кредитных организаций, в том числе для определения рисков, принимаемых на консолидированной основе, разработки и поддержания в актуальном состоянии планов восстановления финансовой устойчивости, представляют соответственно в головную кредитную организацию банковской группы, головную организацию (управляющую компанию) банковского холдинга и иного объединения с участием кредитных организаций сведения о своих операциях и об операциях своих клиентов и корреспондентов.

    За разглашение банковской тайны Банк России, руководители (должностные лица) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, и агенты валютного контроля, а также должностные лица и работники указанных органов и организаций несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

    Статья 26

    Органы валютного контроля и агенты валютного контроля не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Справки по номинальным, залоговым счетам и счетам эскроу могут быть предоставлены третьим лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Часть третья утратила силу. — Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ.

    Часть тринадцатая утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ.

    Справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений:

    • 1) граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, если федеральным конституционным законом или федеральным законом не установлен иной порядок проверки указанных сведений;
    • 2) граждан, претендующих на замещение должности судьи;
    • 3) граждан, претендующих на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;
    • 4) граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы;
    • 4.1) граждан, претендующих на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации;
    • 5) граждан, претендующих на замещение должностей руководителя (единоличного исполнительного органа), заместителей руководителя, членов правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которым осуществляется на постоянной основе, в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
    • 5.1) граждан, претендующих на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;
    • 6) граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
    • 7) лиц, замещающих должности, указанные в пунктах 1 — 6 настоящей части;
    • 8) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей граждан и лиц, указанных в пунктах 1 — 7 настоящей части.

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации не вправе разглашать третьим лицам сведения, содержащие банковскую тайну, полученные ими от кредитных организаций при проведении предусмотренной законодательством Российской Федерации о выборах проверки достоверности сведений о счетах, вкладах, представленных кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в избирательные комиссии, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах.

    Сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Информация об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», предоставляется кредитными организациями в соответствии с указанным Федеральным законом государственному заказчику государственного оборонного заказа, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в случаях и в объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».