Государственная экологическая экспертиза рф

Блог

Госэкоэкспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ экспертной комиссией, результатом работы которой является заключение Госэкоэкспертизы.

Объектами государственной экологической экспертизы могут быть любые проектные и предпроектные документы, нормативно-техническая документация на создание новой техники и технологии, выпускаемой продукции, на используемые в производстве сырье, материалы и вещества, на работающее оборудование и действующие предприятия, а также проекты стандартов и нормативов.

Государственная экологическая экспертиза — это предварительная проверка специальной комиссией представленных материалов о предстоящей хозяйственной деятельности или механизмов на ее влияние в целях определения оценки их соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности, охраны окружаю щей природной среды, рационального природопользования и действующего законодательства.

— особенностей данной территории (природные заповедники и национальные парки, памятники природы, курортные, лечебно-оздоровительные и природные зоны);

Нарушение требований, установленных в результате экологической экспертизы, влечет за собой приостановле­ние до устранения недостатков указанной хозяйственной деятельности либо полное ее прекращение. Для того чтобы по экологическим причинам не останавливать строительство и не закрывать предприятие после ввода его в эксплуатацию, неся при этом большие убытки, необходимо подвергать тщательной экспертизе материалы экологического обследования Намечаемой хозяйственной деятельности в предпроектной документации. Только при положительном заключении госу­дарственной экологической экспертизы может открываться финансирование и кредитование.

Основной вопрос, на который должна ответить государ­ственная экспертиза, — это возможность реализации проек­та. Государственной экологической экспертизе подлежат все плановые, предпроектные и проектные материалы по объек­там и мероприятиям, намечаемым к реализации на террито­рии Российской Федерации, независимо от их сметной стои­мости и принадлежности, а также ряд других документов.

Государственная экологическая экспертиза

— предварительных условий природопользования.

Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридически­ми и физическими лицами, которым оно адресовано. Заключение может быть обжаловано только в судебном порядке, В также в арбитражном суде. Контроль за выполнением реко­мендаций, изложенных в заключении государственной эко­логической экспертизы, осуществляется органами текущего экологического контроля.

Декларация поступает в органы местного самоуправления, которые, на основании заключения экологической экспертизы, дают согласие (или мотивированный отказ) на реализацию этой деятельности с указанием участков возможных размещений. Далее разрабатываются материалы, обосновывающие выбор земельного участка. В этих материалах с по­мощью экспертных оценок на основе данных обследования, укрупненных норм и аналогов определяются возможности размещения объекта с учетом:

В первую очередь составляется декларация о конкретной хозяйственной деятельности. В декларации на базе укрупнен­ных показателей должны обосновываться:

— объем вовлекаемых в оборот природных ресурсов.

— экологических последствий от реализации данного решения;

Близкой по содержанию к заключениям экологической экспертизы является процедура составления оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Для действующих производств сейчас вводится процедура экологического аудита (в соответствии с требованиями ГОСТов, идентичных международным стандартам) и определяют систему экологического (природоохранного) управления предприятием. Они не носят обязательного характера, но отсутствие соответствующих сертификатов о выполненном экологическом аудите препятствует продвижению товаров на международный рынок.

К примеру, в нашей республике проект ОВОС для крупного промышленного комплекса “Салаватнефтеоргсинтез” разработан специалистами НИИБЖД.

– предплановую документацию (программы, схемы развития и размещения производительных сил, схемы рационального использования природных ресурсов);

– предпроектную (технико-экономическое обоснование и т.п.) и проектную документацию на новое строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, зданий и сооружений;

ОВОС применяется при обосновании хозяйственных решений и распространяется на:

1. Государственная экологическая экспертиза проводится:

Б) для тех проектов, реализация которых может принести вред;

Составление таких документов начато в России в 1985 г., в развитых странах они появились на 10-15 лет раньше. В задачи ОВОС входит:

2. Возможно проведение экологического мониторинга за состоянием:

– генеральные планы застройки городов, районной планировки, освоения и обустройства охраняемых территорий.

Государственная экологическая экспертиза организуется и осуществляется в соответствии с Законами РФ “Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе» и Законом РБ «Об экологической экспертизе».

1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ или субъектов РФ.

технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окру­жающую природную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или ко­торая затрагивает интересы сопредельных государств, опреде­ленные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;

Основной вопрос, на который должна ответить государственная экспертиза, — это возможность реализации проекта (рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определив масштабы и направления его совершенствования).

Государственная экологическая экспертиза рф

Подлежат государственной экологической экспертизе:

3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

2) проекты генеральных планов развития территорий свобод­ных экологических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует РФ, и федеральных инвестиционных программ;

Проекты правовых актов РФ нормативного и не нормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов. Они утверждаются органами государственной власти РФ и регламентируют хо­зяйственную и иную деятельность.

1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воз­действие на окружающую среду;

5) проекты схем расселения, природопользования и террито­риальной организации производительных сил крупных ре­гионов и национально-государственных образований;

материалы по созданию организации горнодобывающей и пе­рерабатывающей промышленности, предусматривающие ис-

иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах тер­ритории двух и более субъектов РФ.

Ответственный секретарь согласовывает с руководителем и членами экспертной комиссии проект календарного плана работы экспертной комиссии.

Правовой статус экспертов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы закреплен в статье 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Таким образом, объекты экологической экспертизы, в основном, связаны с экспертизой отдельных правовых актов (нормативно-технических и инструктивно-методических документов, целевых программ), с обеспечением экологической безопасности (техническая документация на новые технику, технологию, вещества — например, наноматериалы, обоснование некоторых лицензий, проекты размещения и обезвреживания отходов), с особо охраняемыми природными территориями, зонами экологического бедствия, а также с некоторыми видами природных ресурсов (расположенными на континентальном шельфе, соглашения о разделе продукции — могут заключаться при получении лицензии на недропользование).

Сроки проведения общественной экологической экспертизы: общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой. На практике проведение общественной экспертизы до государственной мало вероятно в связи с тем, что общественности, как правило, о намечаемой деятельности становится известно в связи с проведением государственной экспертизы.

Экологическая экспертиза

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, являющихся объектами экологической экспертизы федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В действующей редакции, вступившей в силу с 01 января 2007 года, понятие «экологическая экспертиза» охватывает более узкий предмет. Ранее (до 01.01.2007) экспертизе подлежала «намечаемая хозяйственная и иная деятельность», помимо соответствия экологическим требованиям устанавливалась также допустимость данной деятельности, экологические требования не ограничивались требованиями, закрепленными в законодательстве и технических регламентах (соответственно, эксперт мог ссылаться также и на данные научных исследований). Кроме того, прежняя редакция в качестве цели экологической экспертизы рассматривала не только предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, но и связанных с таким воздействия социальных, экономических и иных последствий. Таким образом, можно заключить, что в предыдущей редакции понятие «экологическая экспертизы» в большей степени соответствовало принципу презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и принципу научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

2. В случае, если представленные материалы являются неполными, заказчику направляется письмо о некомплектности представленных материалов. В письме о некомплектности должен быть исчерпывающий перечень недостающих материалов, которые необходимо представить, а также указаны сроки, в которые необходимо исполнить данное требование. Если в 30-дневный срок дополнительные материалы не представлены, то заказчику возвращаются его материалы без проведения экологической экспертизы.

С экспертами подписываются индивидуальные договоры на возмездное оказание работ (услуг) с руководителем экспертной комиссии и всеми членами экспертной комиссии. Экспертам выдаются индивидуальные задания, утвержденные руководителем комиссии, и документация, подлежащая экспертизе.

— для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности — до 60 дней;

Порядок государственной экологической экспертизы закреплен в Главе III Федерального закона «Об экологической экспертизе» (порядок ее проведения — статья 14, положения, касающиеся экспертной комиссии, экспертов и заключения государственной экологической экспертизы — в статьях 15-18), а также в целом ряде подзаконных правовых актов:

1. Заказчик экологической экспертизы направляет в уполномоченный орган материалы. Для этого заказчик направляет сопроводительное письмо (письменное обращение) с приложением необходимых материалов в уполномоченный орган. Документация, являющаяся объектом экологической экспертизы, представляется в 2-х экземплярах.

7. Подготавливаются индивидуальные и групповые заключения экспертов, проводятся заседания экспертной комиссии, на которых обсуждается проект сводного заключения. Руководитель экспертной комиссии подготавливает проект сводного заключения.

Добрый день, уважаемые экологи и читатели Блога-Инженера.РФ, сегодня предлагаем окунуться в тему государственной экологической экспертизы. Расскажем о самой процедуре и для чего она необходима.

в) формирование комиссии государственной экологической экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а затем с их участием подготавливаются предложения по составу экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии, сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после её оплаты и приёмки комплекта необходимых материалов и документов в полном объёме;

Окунаемся в Государственную Экологическую Экспертизу

б) регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов;

а) В соответствии со ст. 14 государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

д) подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, соответствующее заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение государственной экологической экспертизы приобретает юридический статус после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза — это проверка соответствия документации, на основании которой будет производиться хозяйственная деятельность, установленным законодательством требованиям. В ходе экспертизы определяют, допустима ли реализация объекта. Цель такой проверки — предотвращение негативного влияния деятельности человека на окружающую среду.

Кроме того, устанавливаются переходные положения в части проведения государственной экологической экспертизы для объектов I категории. Указанные положения не применяются к данным объектам, если до 1 января 2018 г. они были введены в эксплуатацию или получили разрешение на строительство, или до 1 января 2018 г. предоставили на градостроительную экспертизу проектную документацию на строительство и реконструкцию, а также к проектной документации объектов капитального строительства недропользователей, предусмотренных утверждёнными до 1 января 2018 г. техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых.

Соответствующий проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон об экологической экспертизе» и в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации разработан во исполнение поручения Президента России Владимира Путина по итогам заседания Государственного совета.

г) подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;

Также существует понятие общественной экологической экспертизы.

Данное понятые полностью раскрывает основной НПА по этой теме — Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в Российской Федерации.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзор) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.