Как изменяются глаголы 4 класс правило

Блог

-Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола?

— Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.

  1. Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
  2. Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
  3. Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

-Ну, что ребята не дадим вирусу распространиться. Постараемся выловить все глаголы.

Работаем в парах. Напоминаю правило: «Работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант. Выполняем задание.»

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

Подготовила и провела: учитель начальных классов Андреевской средней школы, Акмолинской области, САВЕРВАЛЬД ИРИНА КАЗИМИРОВНА.

Как изменяются глаголы 4 класс правило

Работа у доски. Упр. 381, объяснить смысл пословиц.

— А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол.)

« По залу метались большущие буйные леденцы. Они окунались в шоколад и кидались кремом. Работница фабрики тётя Дуся спряталась в огромной кастрюле, а тётя Зина забилась под коробки с шоколадками. Конфеты «Белочка» прыгали по конвейеру и грызли орехи. Конфеты «Мишка косолапый» кувыркались по полу. Карамельки «Клубника со сливками» кидались своей начинкой. Конфеты «Осенний вальс» вместо вальса отплясывали польку, а розовые зефирины купались в повидле»

Упр. 379 выполняется с использованием дид. игры «График».

Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

– Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.

Прочитать текст. Вставить в каждое предложение глаголы. Определить время глаголов.

Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.

Дети решили слушать учителя и рисовать картину.

Вывод: действие происходит до момента речи.

1). Вы будете работать в группах, время для работы 3 мин. Перед тем, как начнёте работать, вспомните правила работы в группах.

Урок русского языка 3 класс

На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и объясните почему? (Учащиеся работают в парах.)

л ичностные: развитие навыка сотрудничества при работе в группах, парах, доброжелательности, проявления интереса к содержанию урока .

Тема урока: Изменение глаголов по временам.

3 – на две группы в зависимости от ударения

5). – Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим?

Учитель раздает каждой группе «План работы» и «Рабочий лист».

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

— способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

— Определим цель урока, продолжите предложение:

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

— Давайте прочитаем правило в учебнике на стр. 64. Самостоятельно про себя.

Урок русского языка по теме «Изменение глаголов по временам» (4 класс)

— На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает?) (что будет делать?)

— А теперь выберите свое настроение – покажите солнышко или тучку.

— По карточке №3 работаем в тетрадях. – по выбору.

2 уровень — с.64 – правило, составить небольшой текст о весне (3- 4 предложения), используя глаголы разных временных форм.

Чем отличаются эти глаголы? (Вопросами: что делать? – что сделать?, наличием приставки)

— ВЫВОД: — Какие времена глаголов существуют?

Писать – (что делать?) – пишу – писал – буду писать

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено, или будет непременно совершено, о том, что результат уже есть, или еще будет (конечно, в случаях отрицания или вопроса, оно может иметь относительно неопределенную окраску). Здесь будет уместен вопрос «Что сделать?». Примеры:

Также он может дополняться постфиксом -сь (-ся), по которому мы можем судить, какая неопределенная форма глагола является невозвратной, а какая возвратной:

  • Поступило распоряжение впредь казнить всех предателей. – «Что делать?»;
  • Поступило распоряжение казнить предателя. – «Что сделать?»;
  • В деревне привыкли женить девок быстро. – «Что делать?»;
  • К осени Марфе удалось женить всех своих девок. – «Что сделать?»;
  • Сложно велеть своему сердцу. – «Что делать?»
  • Как велеть своему сердцу не любить? – «Что сделать?»
  • Исследовать пещеры – очень интересно, но, вместе с тем, опасно. – «Что делать?»
  • Завтра нам предстоит исследовать эти пещеры. – «Что сделать?»
  • Вы можете атаковать их с любой стороны, в то время как я разобью их в лоб. – «Что делать?»
  • Вы должны будете атаковать их справа, а я зайду с фланга. – «Что сделать?»
  • После прочтения записку следовало сжечь.
  • Благодари меня за то, что тебе не пришлось сжечь эту записку.
  • Тебе дали указания сжечь записку?
  • Лишь незначительное число двойственных инфинитивов содержит русский язык. Неопределенная форма глагола, относящаяся одновременно и к совершенному виду, и к несовершенному, может употребляться и так и так, в зависимости от окружения, не изменяя своей словоформы. То есть, она отвечает и на вопрос «Что делать?», и на вопрос «Что сделать?». Примеры:

    Невозможно, например, спросить «Что делая?», «Что делает?», «Что делаем?», «Что делают?», «Что делаете?», «Что делала?», «Что будешь делать?», так как инфинитив – это неопределенная форма глагола. Время и лицо остаются неясными, и не дается отсылки к деталям происходящего.

    Неопределенная форма глагола: правила и примеры

    Эта часть речи также носит название «неопределенная форма глагола», потому что она не характеризует никакие подробности совершаемого действия, раскрывая исключительно его изначальный смысл. Латинское слово infintus, от которого произошел этот термин, можно перевести как «неопределенный».

    Неопределенная форма глагола также может быть возвратной и невозвратной. Невозвратные глаголы выражают действие, совершенное кем-либо или чем-либо в отношении кого-либо и чего-либо. Возвратные выражают действие, направленное кем-либо или чем-либо на самое себя, либо означают иное другое замкнутое взаимодействие или состояние объекта и имеют на конце постфикс -ся (сь). На -ся обычно оканчивается возвратная неопределенная форма глагола. Правило гласит, что возвратные глаголы не могут быть переходными.

    Инфинитив – это форма глагола, которая всегда остается неизменной. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице. Инфинитивы могут иметь лишь постоянные глагольные признаки, которые присутствуют у любых глаголов, вне зависимости от их формы. К таким признакам причисляются переходность/непереходность, возвратность/невозвратность и совершенность/несовершенность.

    Инфинитив оканчивается словообразующими суффиксами:

    Как мы видим из вышеприведенных примеров, какие-то возвратные глаголы можно получить из невозвратных путем простого добавления постфикса -ся (как в случае с парой «приспускать-приспускаться»). От этого меняется только направление действия, но генеральный смысл остается. В редких случаях, согласно правилам и нормам употребления глаголов, невозможно использовать глагол в обеих его словоформах – совершенной и несовершенной, как, например, недопустима для «надевать» возвратная неопределенная форма глагола (пример «надевать-одеваться»). «Надевать» обозначает действие, совершенное по отношению к какому-нибудь предмету либо человеку, в то время как «одеваться» может адресовываться исключительно к самому объекту, совершающему действие (он может использоваться и в других словоформах, но при условии сохранения этого возвратного значения). Несмотря на то что нечасто встречается такая ограниченная в употреблении неопределенная форма глагола, правило остается правилом. Также из некоторых несовершенных форм глаголов мы не сможем составить совершенную, исходя из их ключевого смысла, что мы можем увидеть на примере глагола «подглядывать» – нельзя подглядывать за самим собой. По тому же принципу в русском языке нет несовершенной формы глагола «прокрадываться» – нельзя «прокрадывать» что-либо.

    Спряжение глаголов отражает их изменение в соответствии с лицом и числом. Хотя сами инфинитивы не могут иметь лица, числа или рода, а, следовательно, не могут и спрягаться, они тем не менее служат словообразовательной основой для других глаголов, поэтому их относят к какой-либо из двух глагольных групп по типу спряжения – либо к I, либо ко II. Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте. Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся ко второй группе: и на –я (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и –ят.

    Род глаголов в прошедшем времени зависит от слова, с которым они связаны. Если существительное или местоимение мужского рода, то глагол прошедшего времени будет в мужском роде (дом стоял). Слова среднего рода координируются с глаголом среднего рода (солнце стояло), женского – с глаголами женского рода (жара стояла).

  • Вчера мне купили учебники и школьные принадлежности.
  • Месяц назад мальчик пошёл в школу.
  • В прошлом году нашему младшему исполнилось семь лет.
  • Я с нетерпением ждал каникул.
  • 5. Вспомнила спектакль и задумалась, забилась в уголок и сижу (настоящее).

    10. На этот раз мы поступим по-другому (будущее).

    Глаголы настоящего времени употребляются в предложениях, когда нужно сказать о том, что сейчас, в данный момент, происходит в мире, или о том, что происходит постоянно на протяжении долгого времени. Например:

    Берём инфинитив, то есть неопределённую форму, к которой можно поставить вопросы: «Что делать?», «Что сделать?» Отделяем от него -ть. К тому, что осталось (производящей основе), присоединяем . На практике это происходит следующим образом:

  • Мой сын пошёл в первый класс — «пошел» — глагол ед. ч.
  • Первоклассники сегодня впервые сели за парту — «сели» — мн. ч.
    • Скоро я научусь читать и писать.
    • Завтра в школе пройдёт утренник.
    • Мама будет отправлять меня в школу каждый день в 8 часов.
    • Летом мы будем готовиться к школе.
    • Этот раздел посвятим глаголам прошедшего времени. Они, как уже было сказано выше, обозначают, что событие имело место в прошлом. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Например:

      Как изменяются глаголы в прошедшем времени? Глаголы прошедшего времени изменяются по

      2. Я сразу после занятий на секцию иду (будущее).

      2. К основе присоединить суффиксы глаголов прошедшего времени. Например:

      1. Мы ждали, что ребята в скором времени придут (будущее время).

      способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

      1. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной о?

      компьютер, проектор, экран, доска,тетради, учебники, карточки.

      Тема: написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени

      Поработайте с плакатом Летучей мыши на стр.96

      Глаголы в начальной форме имеют суффиксы… (ть, ти, чь)

      Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем бег на месте, 2 спряжения –ходьба.

      Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.

      Урок на тему Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени (4 класс)

      Цель: Ознакомление с написанием суффикса перед суффиксом –Л в глаголах прошедшего времени.

      Учебник русского языка I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”)

      ( Закрепим знания о глаголе, познакомимся с написанием безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени)

      Определение темы и целей урока (Слайд №2).

      4. Словарно-орфографическая работа (задание раздается каждой группе на карточке)

      формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;

      Конспект урока русского языка 4 класс на тему: Спряжение глаголов

      У.: Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).

      У.: на минутке чистописания мы уделим внимание буквосочетаниям ешь и ишь.

      дать представление о I и II спряжении глаголов;

      У.: Ребята, в каждой строке найдите лишнее слово и выделите в нём орфограмму.

      Цель: провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением глаголов.

      У.: Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, приседают ученики первого ряда. Если произнесу глагол II спряжения, приседают ученики второго ряда. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.

      – А что можно было бы сделать, чтобы урок был лучше?

      «конспект урока русского языка 4 класс на тему: Спряжение глаголов.»

      развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими оборотами, пословицами; логическое мышление, память;

      8. Работа по дальнейшему углублению знаний