Категория автомобиля для транспортного налога

Блог

Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Так, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

Установленное гл. 28 Кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 (далее — Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.

В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п.

В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее.

Так, например, согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.

Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.

Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» — легковой автомобиль; «7» — фургоны; «9» — специальные.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Об определении категории транспортного средства в целях исчисления транспортного налога

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Под льготой в данном случае подразумевается полное освобождение от налога как такового. Полагается таким категориям граждан, как:

  1. Органы госвласти или местного самоуправления.
  2. Организации и общества людей с ограниченными возможностями.
  3. Спасательные формирования, службы, казенные, унитарные организации.
  4. Бюджетные учреждения – школы, медицинские заведения, дворцы спорта и культуры.
  5. Транспортные компании, основной деятельностью которых являются услуги пассажирских перевозок.
  6. Сельскохозяйственные, ЖКХ, перерабатывающие предприятия, лесхозы.
  7. Общественные объединения.
  8. Компании, практикующие доставку на работу своих сотрудников.
  9. Федеральное законодательство не обеспечивает всем без исключения ветеранам льготы при уплате налога на авто. Но статья 356 НК позволяет местным госорганам власти на свое усмотрение предоставлять указанной категории налоговые льготы по транспортному налогу.

    Кто имеет право на льготы по транспортному налогу

    Налоговые льготы по транспортному налогу по регионам утверждаются местными органами власти и достаточно разнообразны. Законодательно установлены претенденты на привилегии от государства:

    Каждый автовладелец, пока не заявит о праве использовать льготы по транспортному налогу, будет получать от ФНС уведомления об уплате. Юридические лица самостоятельно рассчитывают величину сбора и указывают его в декларации. Физические лица должны с полученным извещением обратиться в банковское учреждение и произвести оплату.

    Большие льготы по оплате транспортного налога имеют такие категории людей с ограниченными возможностями:

    К примеру, действующие в столице льготы ветеранам по транспортному налогу освобождают таких граждан от уплаты полностью, но только за одну единицу транспорта. А с 2013 года введено ограничение в мощности принадлежащего ветерану авто – 200 лошадиных сил. Ветераны труда в некоторых областях также освобождены от транспортного сбора. В отдельных случаях им предоставляется 50% скидка на уплату налога.

    Существует общее правило для взимания транспортного налога: чем выше мощность двигателя, тем больше сумма налогового платежа. Такая норма действует во всех регионах РФ. Согласно НК, налогоплательщиками признаются исключительно владельцы движимого имущества при наличии подтверждающего документа. Объектом налогообложения признается каждая единица транспорта, которая находится в распоряжении владельца.

  10. объединения, организации инвалидов, транспорт которых используется в деятельности общества;
  11. инвалиды – «чернобыльцы» или приравненные к ним категории лиц;
  12. инвалиды всех групп, пользующиеся мотоколясками или авто, полученными для своих нужд через органы соцзащиты.
  13. Инвалиды, владеющие транспортным средством, переоборудованным под их нужды.
  14. Собственники маломощных весельных лодок.
  15. Владельцы промысловых судов.
  16. Льготники, которым транспортное средство было выделено органами соцзащиты, если мощность двигателя не превышает ста лошадиных сил.
  17. Собственники спецтехники, используемой в сельском хозяйстве.
  18. Предприниматели на пассажирских судах, если бизнес с их использованием – единственное занятие ИП.
  19. Собственники буровых и зарегистрированных в международном реестре судов.
  20. Хозяева плавучих платформ или стационарных.
  21. Фактические владельцы угнанных авто.
  22. В регионах решением местной власти устанавливаются дополнительные льготы по транспортному налогу. В столице не уплачивают налог инвалиды ВОВ, ветераны труда и боевых действий за одно авто. В отдельных регионах не уплачивают налог или освобождены от него «чернобыльцы», многодетные семьи и другие категории лиц. Во многих регионах действуют льготы пенсионерам по транспортному налогу.

    На федеральном уровне налог на авто для семей, в которых более двух детей, не установлен. В конкретном регионе решение принимается местными властями. В основном привилегии многодетным родителям присутствуют, поскольку поддержка социально уязвимых слоев населения всячески поощряется государством.

    Как определить категорию транспортного средства для расчета налога

    Указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение 3 к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134, письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

    Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относятся автокраны на базе грузовых автомобилей: к самоходным машинам или к грузовым автомобилям?

    Следует отметить, что в тех случаях, когда данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, ФНС России рекомендует налоговым инспекциям решать этот вопрос в пользу организаций (письмо от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

  23. легковые автомобили;
  24. мотоциклы и мотороллеры;
  25. автобусы;
  26. грузовые автомобили;
  27. другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
    • катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;
    • яхты и другие парусно-моторные суда;
    • гидроциклы;
    • самолеты, вертолеты;
    • несамоходные (буксируемые) суда и др.
    • Тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 ПТС на основании Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII (Положение, утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134).

      Категорию транспортного средства определите по данным, указанным в паспорте транспортного средства.

      Рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС (письма Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137, от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1). Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспортного средства, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 7 апреля 2016 г. № СА-4-7/6024.

      Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. № 2965/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 3 октября 2011 г. № А46-14465/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 24 сентября 2009 г. № А29-133/2009).

      Поэтому в рассматриваемой ситуации рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС. Если в ПТС одновременно указана категория автомобиля – «B» и тип транспортного средства – «грузовой», то транспортный налог рассчитывайте как с грузового автомобиля. Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспортного средства, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные.

      Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относятся автомобили УАЗ-3962, УАЗ-2206 категории «В»: к автобусам или легковым автомобилям?

      4) D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

      От категории транспортного средства и его технических характеристик (мощность, тяга, вместимость) зависит размер ставки транспортного налога (ст. 361 НК РФ).

      Спорные моменты возникают и в отношении определения категории легковых автомобилей, относимых при проверках налоговиками к грузовым авто. Между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор по поводу определения категории автомобиля "ГАЗ-2752", решать который пришлось в судебном порядке. Дело рассматривалось ФАС Уральского округа. В Постановлении от 14 мая 2009 г. № Ф09-2987/09-С3 по делу № А50-15031/2008-А3 суд указал, что налогоплательщиком верно исчислен транспортный налог с применением налоговой ставки с учетом отнесения спорного транспортного средства к легковым автомобилям. Судом установлено, что согласно строке 4 ПТС автомобиль "ГАЗ-2752" имеет категорию B. Согласно Конвенции о дорожном движении к данной категории относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

      Таким образом, если зарегистрированное транспортное средство сертифицировано по категории M1, то должна применяться соответствующая налоговая ставка, установленная для легковых автомобилей. Если автотранспортное средство сертифицировано по категориям №1, №2, №3, то применяется соответствующая налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей. Если же автотранспортное средство сертифицировано по категории M2 или M3, то применяется налоговая ставка, установленная для автобусов.

      Немало споров возникает в отношении автомобилей марок "БелАЗ", "КрАЗ", "МАЗ". Эти автомобили подлежат государственной регистрации в органах Гостехнадзора и согласно ОКОФ относятся к подклассу "Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов" (код 15 3410020). В Письме Минфина России от 31 мая 2006 г. № 03-06-04-04/21, рассматривающем вопрос о том, к какой категории транспортных средств следует относить названные автомобили, со ссылками на ст. ст. 358, 361 НК РФ сказано, что в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах Гостехнадзора, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога должна применяться налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". Аналогичный ответ содержит и Письмо Минфина России от 27 июня 2008 г. № 03-05-05-04/12 в отношении определения категории таких транспортных средств, как "БелАЗ-7555В. Карьерный самосвал" и "БелАЗ-75131. Карьерный самосвал".

      Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России 16 января 1995 г. (далее — Правила). Положение о паспорте самоходной машины и других видов техники утверждено Госстандартом России 26 июня 1995 г., Минсельхозпродом России 28 июня 1995 г.

      А как определить категорию транспортного средства, если, например, в паспорте транспортного средства (далее — ПТС) указана категория B и она не соответствует категории, указанной в Одобрении типа транспортного средства? Ответ на этот вопрос нам удалось найти в Письме Минфина России от 7 февраля 2008 г. № 03-05-04-04/01, где указано, что ПТС — это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, подтверждающий в том числе, наличие Одобрения типа транспортного средства, которое непосредственно указывается в ПТС. Следовательно, тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

      Ссылка налогоплательщика на ОКОФ судом во внимание не принята, так как данный акт предназначен для учета и статистики основных средств, а не для целей налогообложения. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в п. 1 ст. 361 НК РФ.

      Ставки транспортного налога согласно нормам налогового законодательства устанавливаются, как вы знаете, законами субъектов Российской Федерации и зависят от категории транспортных средств и мощности двигателя. Определение категории в отношении наземных транспортных средств нередко вызывает затруднение у налогоплательщиков, а также вызывает немало споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, которые зачастую приходится решать в судебном порядке.

      Отметим, что еще в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2008 г. № 5336/07 было указано на то, что ОКОФ предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств.

    • категория A — автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее:
      1. I — внедорожные мототранспортные средства;
      2. II — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8;
      3. III — внедорожные автотранспортные средстве, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории A IV);
      4. IY — внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест;
    • категория B — гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт;
    • категория C — колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт;
    • категория D — колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт;
    • категория E — гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт;
    • категория F — самоходные сельскохозяйственные машины.
    • Суд установил, что налогоплательщик при исчислении транспортного налога применил ставку, установленную для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил, в размере, установленном региональным законодательством. Между тем, данные транспортные средства, а именно автомобильный кран КС-3574 и автокран КС-45717-1 зарегистрированы в органах ГИБДД. Согласно ПТС, указанные транспортные средства относятся к категории C, то есть являются грузовыми автомобилями.

      • L2, L3, L4, L5 — механические транспортные средства, имеющие менее 4 колес, рабочий объем двигателей более 50 куб. см и максимальную скорость более 50 км/ч;
      • L7 — механические четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (500 кг — для транспортных средств, предназначенных для перевозки людей);
      • M1 — механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя);
      • M1C — механические транспортные средства специального назначения, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль-дом);
      • №1 — механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны;
      • №2 — механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн;
      • №3 — механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 тонн;
      • M2 — механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн;
      • M3 — механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых более 5 тонн.

      Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796 утверждены Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) (далее — Правила допуска). Под самоходными машинами согласно п. 2 Правил допуска понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

      Так, в строке 4 ПТС указывается категория автомобиля:

      Описание ситуации: Общество приобрело автомобиль скорой медицинской помощи на базе ГАЗ 322173 для оказания медицинской помощи работникам в вахтовом поселке.

      Таким образом, определяющим критерием легкового автомобиля является то, что он предназначен для перевозки людей, и максимальное количество пассажиров – 8 человек.

      Так, еще в Письме от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 Минфин России отметил, что ОКОФ не подходит для целей определения типа транспортного средства, поскольку он не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем ТС к категориям, предусмотренным Налоговым кодексом.

      – прицеп – ТС, предназначенное для движения в составе с основным транспортным средством.

      При этом понятия “автобус” и “легковой автомобиль” для целей налогообложения в НК РФ отсутствуют, поэтому в силу ст. 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства.

      Что касается ОКОФ, то данный документ также не содержит критериев, по которым можно было бы разграничить легковой автомобиль и автобус, поскольку для легковых автомобилей в Классификаторе в качестве определяющего критерия приведены рабочий объем двигателя и функциональное назначение, а для автобусов – размер и функциональное назначение. Руководствуясь ОКОФ, рассматриваемый “Автомобиль скорой медицинской помощи” можно в равной степени отнести и к автобусам, и к легковым автомобилям.

      И в этом смысле утверждение о том, что B – это всегда легковые автомобили, C – грузовые, а D – автобусы, весьма условно и не вполне корректно. В частности, к категории B в том числе относятся “механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн”. Это следует из Приложения N 3 к Приказу МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 “Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств” (далее по тексту – Положение).

      Аналогично, согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 “Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза” в группу 8702 входят “автомобили, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя”, а в группу 8703 – автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (кроме автомобилей товарной позиции 8702). Иными словами, “по версии” ТН ВЭД к легковым автомобилям также относятся транспортные средства, которые могут перевозить, включая водителя, до 9 человек (без водителя – 8 и менее).

      Категория автомобиля для транспортного налога

      Что касается второй цифры в обозначении модели ТС, то действительно, в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 “Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями” и п. 26 Положения в строке 2 паспорта ТС отражается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): “1” – легковой автомобиль, “2” – автобус, “3” – грузовой (бортовой), “7” – фургон, “9” – специальный транспорт.

      Указание же на категорию транспортного средства – B – само по себе не дает оснований с уверенностью говорить именно о его “легковом” типе.

      – Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359;