Конституция это основной закон закрепляющий

Блог

 В России конституции (1918, 1993) закрепляли принципиальные изменения общественного строя

+ Конституция принята всенародным голосованием

народ в демократическом обществе – носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает высшим ее проявлением – учредительной властью (правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ).

Конституция — это основной закон государства, закрепляющий основы общественного экономического и государственного строя в стране, права и свободы человека и гражданина, учреждающий систему органов государственной власти и закрепляющий основы местного самоуправления. Конституция – это НПА, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе государства. От всех других НПА Конституцию отличают следующие черты:

— роль в качестве ядра правовой системы государства и системы права — положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства

Конституция РФ как источник конституционного права.

Признание учредительного характера конституции обосновывает особый порядок ее принятия, верховенство, роль во всей правовой системе государства

3. Всеохватывающий характер конституционной регламентации (особый предмет конституционного регулирования)

— высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории РФ — означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ

Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Обусловлен особенностью субъекта, принимающего Конституцию:

— верховенство конституции – с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

учредительному собранию (например, конституция Италии, конституция Индии) [1];

Изменение жёстких конституций невозможно, либо сильно осложнено.

Конституция — в Древнем Риме — императорское постановление, имеющее силу закона.

Конституция — государственное устройство (также и без формального высшего нормативно-правового акта, напр. конституция Римской республики или конституция Великобритании) ;

Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Примером гибкой конституции в российской истории была Конституция РСФСР 1978 года, поправками к которой в 1989—1992 был изменён государственный строй страны (например, введено разделение властей)

Нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства [1] и личности, их права и обязанности.

Апостольская конституция — в Католической церкви законодательный акт, провозглашённый папой римским.

(2008) Конституция — астероид в Солнечной системе, названный в честь советской конституции;

Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные [1].

Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США) , конституция Великобритании) .

основной закон государства; свод правил, которыми определяются правомочия, компетенция и функции различных институтов той или иной системы правления, отношения между этими институтами, а также между государством и индивидом.

constitution, от лат. constitutio — устройство, установление) — 1) основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, основные принципы правосудия, избирательную систему, права и обязанности граждан и т.д.; 2) строение, структура какого-либо организма.

По форме К. делятся на кодифицированные, не кодифицированные и смешанного типа. Кодифицированной является К., если она представляет собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, то К., является не кодифицированной. К. смешанного типа включают себя не только парламентские законы, судебные прецеденты, но также обычай и доктринальные толкования, т.е. являются частично писанными.

лат. constitutio — устройство, установление) — важнейший нормативный акт государства, основной закон, закрепляющий общественное и государственное устройство, принципы избирательного права, порядок формирования и принципы деятельности государственных органов, правовой статус личности и пр. Основными признаками конституции являются высшая юридическая сила и повышенная степень стабильности. Конституция представляет собой основу национальной системы права. Выделяют писаные (письменные официальные документы, определяемые как Основной Закон государства) и неписаные (совокупность политико-правовых представлений об организации государственной и общественной жизни); народные (принятые общепризнанными демократическими методами), дареные (подготовленные и введенные в действие личным актом монарха или диктатора) и договорные (принятые различными субъектами конституционного процесса); постоянные (принятые на необозначенный срок) и временные (принятые на четко определенное время либо действующие до наступления определенных событий), унитарного государства, субъектов федерации и федеральные конституции.

В действующей Конституции впервые в истории российского законодательства закреплено право граждан страны на ведение предпринимательской деятельности на основе признания частной собственности. Социальные гарантии, включая и право на труд, бесплатное образование и здравоохранение, декларируются, но обеспечение их возложено на государственные и муниципальные учреждения.

от лат. constitutio — установление, устройство) -основной закон государства, важнейший политико-правовой документ политического сообщества, определяющий общественное и государственное устройство, отношения общества и государства, гражданина и государства. В ней официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования общественно-политических связей и отношений государственной власти. В большинстве современных стран конституция -это единый правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, конституционной ассамблеей и (или) референдумом. В материальном смысле она представляет собой писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют основы общественного строя, форму правления и государственного устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Конституция имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам.

В России новая конституция (в т. н. «ельцинской» редакции) была принята в 1993 году. Этот документ соответствовал, как тогда казалось, всем нормам международного права. Однако впоследствии оказалось, что российская конституция — всего лишь декларация, и что она по своей сути противоречива. Так, к примеру, нигде в этом документе не обозначен Русский народ, как государствообразующий народ России, тем самым проводится самая настоящая дискриминация Русских относительно других коренных народов России (хотя они тоже не перечислены поименно, однако в конституции за ними определено право на самоопределение, чем и воспользовались многие в период парада суверенитетов). Более того, в конституции Россия определена как многонациональное государство с федеративным государственным устройством, что в принципе нарушает те самые нормы международного права, которым конституция по своим же положениям должна удовлетворять. Так относительно многонациональности сказано, что государство является мононациональным в случае, если национальное большинство в нем составляет более двух третей (67 %) населения . По данным любых переписей населения, проводившихся в Российской Империи, СССР и современной России, Русские составляют более 80 % населения. С другой стороны, федеративное устройство влечет за собой внутреннюю разделенность Русских, которые проживают и составляют большинство практически во всех субъектах Российской Федерации. В то же самое время практически любой другой народ России имеет свое государственное образование, многие — республики в составе России.

от лат. constitutio — устройство, установление) — основной закон государства, закрепляющий основы политического, социально-экономического и общественного устройства страны, права и обязанности граждан, систему, принципы и механизм образования и функционирования государственных органов, основы избирательной системы и др.

основной закон государства, правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Конституция — основа всего текущего законодательства. В формальном смысле конституция представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой. Конституция является наивысшей правовой формой, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования властных органов. Правоведы различают понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция является системой правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений, фактическую конституцию составляют реально существующие отношения. По форме конституции делятся на кодифицированные, некодифицированные и смешанного типа. Кодифицированная конституция представляет собой единый правовой акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если эти вопросы регулируются несколькими актами, то конституция является некодифицированной. Конституции смешанного типа включают парламентские законы, судебные прецеденты, обычаи и доктринальные толкования. По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены путем принятия обычного закона. Жесткие конституции изменяются только путем специальной усложненной процедуры, требующей квалифицированного большинства голосов членов парламента (иногда референдума), ратификации поправок определенным числом субъектов федерации. По срокам действия конституции делятся на постоянные и временные.

По срокам действия К. делятся на постоянные и временные.

В структуру судебной власти в стране входят Конституционный суд РФ, рассматривающий дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов представительной и исполнительной власти любых уровней, а также международных договоров, участниками которых является Российская Федерация. Высшей судебной инстанцией для рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел является Верховный суд РФ. Экономические споры разрешает Высший арбитражный суд РФ.

В Российской Федерации день принятия новой конституции (12 декабря) отмечается в качестве государственного праздника, который до 2005 года был выходным днем. Это еще раз обнаруживает тот факт, что силы, захватившие власть в стране, пытаются уничтожить народ России, в том числе и через разрушение традиционных устоев, одним из аспектов которых являются праздники. Таким образом отменяются уже давно устоявшиеся праздничные дни и вводятся совершенно непонятные, новые праздники, когда простые граждане даже не понимают, что им праздновать, какое событие отмечать (см. в дополнение — день независимости).

Рассмотрим характеристики и классификации конституций.

Действующая Конституция РФ 1993 г. представлена единым, об­щим текстом. Таким образом, у нас писаная Конституция. Чуть ниже мы коснемся такой категории актов, как федеральные конституцион­ные законы. В некоторых странах такие законы или отдельные из них могут быть составной частью конституции. Как будет далее показано, в России федеральные конституционные законы не являются состав­ной частью Конституции.

С другой стороны, нельзя отрицать конструктивистскую роль кон­ституций, ведь с появлением основного закона новые отношения, сложившиеся или складывающиеся в обществе, получают фундамен­тальную государственно-правовую основу. И конституция действи­тельно дает начало новому общественно-политическому укладу жиз­ни, становится обязательной, в том числе для тех, кто сопротивлялся ее появлению. В соответствии с нею создаются и начинают действо­вать государственные органы, появляются развивающие конститу­цию законодательные акты, складывается запрограммированный ею политическим режим.

Например, во Франции действует Конституция 1958 г., но в ее преамбуле записано, что французский народ торжественно провоз­глашает свою приверженность правам человека и принципам нацио­нального суверенитета, как они были определены Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., подтвержденной и дополненной пре­амбулой Конституции 1946 г. Соответственно, эти два документа счи­таются частью единой действующей Конституции страны.

Суть классово-политического подхода состоит в том, что конститу­ции, закрепляя названные выше группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования в данном случае спора нет), выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы. Ф. Лассаль, которого традиционно цитируют в этой связи, говорил: «Конституция является действительным отношением общественных сил страны»1. Наиболее ярким на этот счет является высказывание В. И. Ленина: «Сущность конституции в том, что основные законы го­сударства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают дей­ствительное соотношение сил в классовой борьбе»2. Можно, конечно, спорить с понятием «классы», но нельзя отрицать очевидный факт: в обществе есть различные слои, силы, группы, порой отнюдь не друже­ственные, а зачастую и открыто противоборствующие; можно, далее, не применять понятие «классовая борьба», но что сама борьба сущест­вует — факт очевидный. Она особенно обостряется в связи с приняти­ем конституций, что очевидно не только из исторического опыта и за­рубежной практики, но и из событий вокруг последней Конститу­ции РФ.

Конституция это основной закон закрепляющий

Принятие конституций обусловлено факторами социально-эконо­мического и политического характера. Конституции прежде всего от­ражают, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют систему власти, назначение государ­ства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населе­ния.

Государство Ватикан имеет Основной закон от 7 июня 1929 г., но как конституционные акты воспринимаются также Договор между Святым престолом и Королевством Италия от 11 февраля 1929 г., за­коны 1929 г. об источниках права, о праве гражданства и праве пре­бывания, об административном устройстве, об экономической, тор­говой и профессиональной организации, об общественной безопас­ности.

При характеристике сущности конституций и причин их появле­ния возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическим и рационалистическим — при очевидной ус­ловности этих терминов.

В ФРГ действует Основной закон 1949 г. Но в его ст. 140 указано, что составной частью Основного закона являются ст. 136—139 и 141 Конституции Германской Империи от 11 августа 1919 г., они касают­ся свободы религии, взаимоотношений государства и церкви.

По форме конституция всегда документ государства, т. е. это пра­вовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, спе­циальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосова­нием народа (об этом мы поговорим подробнее чуть ниже), имею­щий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу, т. е. конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию конституция — конечно, документ и общест­ва, и государства. Иначе говоря, конституция — политический до­кумент. Главные вопросы ее содержания — о власти, формах собст­венности, положении личности, устройстве государства. Конститу­ционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных обществен­ных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пре­бывающих на ее территории иностранцев, лиц без гражданства.

Дарованными были конституции (конституционные акты) в мо­нархических государствах, где они вводились в действие волей монар­ха. Однако все чаще разработкой и принятием конституций стали за­ниматься парламенты, а роль монархов больше сводилась к формаль­ному одобрению акта. В разных республиках практиковались такие способы принятия конституций, как референдум (народное голосова­ние), созыв специальной конституционной ассамблеи или же реше­ние парламента.

В-четвертых, по соответствию формы и содержания конституции делят на юридические и фактические, а также реальные и фиктивные. Строго говоря, это не столько конституционно-правовое, сколько по­литическое основание классификации. Фактической конституцией считается не текст основного закона, а существующие в жизни обще­ственные отношения. Соответственно, категории реальности и фик­тивности не означают, что в конституции нет каких-то норм — они могут быть, но не вызывает удовлетворенности их действие.

Более сложной является процедура внесения изменения в главу 1 «Основы конституционного строя», главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и главу 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Для любой конституции характерны определенные юридические свойства. Юридические свойства – это правовые признаки конституции как Основного Закона государства.

Предложения о поправках и пересмотре Конституции могут вносить Президент РФ, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Численность этой группы должна составлять должна составлять не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложение о пересмотре Конституции, принятое обеими палатами Федерального Собрания, вносится на рассмотрение Конституционного Собрания, порядок формирования которого определяется федеральным законом.

Конституция Российской Федерации, принятая в ходе всенародного голосования – референдума 12 декабря 1993 г., содержит сжатую, глубокую по содержанию характеристику российского общества. Закрепляя наиболее важные общественные отношения и основополагающие устои общества, она служит правовой базой для текущего законодательства, в котором раскрываются и конкретизируются положения конституции. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция – это Основной Закон государства, выражающий в сжато-концентрированной форме волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Федеральное собрание может принимать поправки только к главам 3-8 Конституции РФ в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Следовательно, поправка считается принятой Федеральным Собранием, если за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее ? от общего числа членов Совета Федерации. Принятая обеими палатами поправка к Конституции подписывается Президентом и обнародуется в течение 14 дней, но вступит в действие лишь после того, как ее одобрят не менее 2/3 законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio», что означает «установление, устройство». Конституция – первичный политический и правовой документ государства. Это акт долговременного действия, учреждающий и закрепляющий политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливающий порядок их формирования и способ функционирования, закрепляющий права и свободы граждан. Когда цели, намеченные в конституции, достигаются, когда перед обществом выдвигаются новые задачи, лишь тогда возникает необходимость в принятии новой конституции.

Конституция Российской Федерации 1993 г. обладает следующими юридическими свойствами:

  1. Она представляет собой нормативно-правовой акт, закрепляющий и определяющий основные права и свободы человека и гражданина, основы общественного и конституционного строя РФ, национально-государственное устройство и административно-территориальное деление страны, систему государственной власти и местное самоуправление. Как и всякий правовой акт, Конституция обладает его характеристиками. Это – содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и всякий иной нормативно-правовой акт, Конституция характеризуется, как уже было отмечено выше, неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их выполнения. Наконец, их действие обеспечивается принудительной силой государства.
  2. Конституция, будучи Основным Законом государства, базируется на государственной воле российского общества. Поэтому ее можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли народов Российской Федерации.
  3. Конституция обладает высшей юридической силой, юридическим верховенством. Это означает, что все иные нормативно-правовые акты, включая законы и указы президента, должны соответствовать Основному Закону (что прямо закреплено в статье 4 Конституции РФ 1993г.).
  4. Конституция является базой всего текущего законодательства и служит источником его норм.

Субъекты законодательной инициативы – Президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации – вносят предложение о пересмотре названных глав или их отдельных статей в Государственную Думу. Предложение о пересмотре считается одобренным, если за него проголосовало 3/5 от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление направляется в верхнюю палату, где оно должно быть поддержано не менее чем 3/5 от общего числа членов Совета Федерации.

Стабильность и долговечность конституции, как Основного Закона российского государства обусловлены двумя обстоятельствами:

  • в силу абстрактного содержания ее положений, она не подвержена частым изменениям;
  • жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее долговечности, стабильности и жизнеспособности. Поэтому все текущее законодательство и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции – их правовой основе. Те же из них, что противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене или их действие временно приостанавливается (схема 30).

Согласно ст. 135 Конституции Конституционное Собрание должно либо отклонить предложение об изменении глав 1, 2 или 9 Конституции РФ, либо приступить к разработке проекта новой Конституции. Новая Конституция может приниматься как Конституционным Собранием, так и в ходе референдума, как уже говорилось выше. Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших в участии в голосовании. При этом в голосовании должно участвовать более половины избирателей.