Континентальный шельф закон

Блог

Принят Государственной Думой 25 октября 1995 года

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

РФ на континентальном шельфе осуществляет суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если РФ не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия РФ.

Федеральный закон определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе.

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон регламентирует порядок изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов на участках континентального шельфа, изучения и использования живых ресурсов. Закреплена возможность предоставления участков континентального шельфа физическим и юридическим лицам для определенных законом целей. Установлена система платежей за пользование континентальным шельфом.

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г., N 49, ст. 4694, в "Российской газете" от 7 декабря 1995 г., N 237

Установлено, что континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Определены границы континентального шельфа. Формирование банка данных о внешней границе континентального шельфа осуществляется федеральным органом, специально уполномоченным на то Правительством.

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Важным фактором дальнейшего развития отечественной нефтегазодобывающей отрасли является промышленное освоение нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе. Можно констатировать, что освоение имеющихся ресурсов углеводородов шельфа является безальтернативным вариантом компенсации падения добычи нефти и газа на суше страны после 2000 г.[ . ]

Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга Российской Федерации, красные книги республик в составе Российской Федерации. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Ведет Красную книгу РФ Госкомэкология РФ на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.[ . ]

ЗАКОН О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — принят 30 ноября 1995 г.; определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу РФ и деятельности на нем, не предусмотренные Законом, регулируются другими ФЗ, применимыми к континентальному шельфу РФ.[ . ]

При совпадении границ континентального шельфа с границами района водопользования населения, требования к составу и свойствам морских вод над шельфом должны отвечать нормативным требованиям настоящих Правил к воде района водопользования.[ . ]

Область континентального шельфа является самой богатой в фаунистическом отношении. Прибрежная зона очень благоприятна по условиям питания, даже в дождевых тропических лесах нет такого разнообразия жизни, как здесь.[ . ]

Экология СПРАВОЧНИК

Федеральный закон от 25 октября 1995 г. (30 ноября 1995 г.) № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» состоит из восьми глав, включающих 49 статей1. Глава IV «Создание искусственных сооружений и прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе» устанавливает нормы, регулирующие круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, и порядок представления и рассмотрения запросов на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, содержание запроса, основания для отказа в разрешении, права и обязанности заявителей, а также правила прокладки подводных кабелей и трубопроводов.[ . ]

Организация безопасности на производстве Работа компаний, ведущих добычу нефти и газа на континентальном шельфе Российской Федерации, должна строиться на основе принципов предотвращения человеческих, материальных и финансовых потерь в результате аварии или пожара. Соблюдение этих принципов является неотъемлемой частью работы, наравне с такими основополагающими задачами, как уровень производства и экономические показатели.[ . ]

В настоящее время к федеральным ресурсам относятся: территории и объекты природнозаповедного фонда федерального значения; курортные зоны федерального подчинения; леса первой группы; месторождения полезных ископаемых, отнесенных к ведению Федерации; реки, моря, озера, каналы и другие водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации; растения и животные, занесенные в Красную книгу РФ; природные ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны. В соответствии с законодательством областные органы власти не могут распоряжаться природными ресурсами, находящимися в ведении Федерации.[ . ]

Пограничные войска в случае необходимости оказывают содействие органам рыбоохраны в их деятельности по охране естественных богатств континентального шельфа СССР.[ . ]

Порядок, условия предоставления лицензий, ограничения для иностранных заявителей подробно регламентируются как в Федеральных законах «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст. 8—13), «О континентальном шельфе Российской Федерации», так и в подзаконных актах (см., например, Правила представления запросов на проведение морских научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации и принятия по ним решений от 28 марта 2001 г.1).[ . ]

Аварии с открытыми фонтанами при строительстве и эксплуатации скважин являются наиболее сложными и опасными, наносящими огромный материальный ущерб. Начавшаяся в виде единичных нефтяных проявлений аварийная ситуация может перейти в открытый фонтан с возгоранием, уничтожением скважины, гибелью людей. Особенно опасны выбросы и открытые фонтаны на нефтяных и газовых месторождениях с наличием сероводорода, а также на месторождениях расположенных на континентальном шельфе и на охраняемых природных территориях.[ . ]

Обрамленные шельфы с терригенным влиянием. Большой Барьерный риф является крупнейшим в мире скоплением рифов, протянувшимся почти на 2000 км вдоль континентального шельфа Квинсленда (рис. 10.27) [1122, 1594]. Его общая толщина, однако, не превышает 200 м. Шельфовый край линейных (ленточных) рифов, в основном на севере, отгораживает внутренний бассейн с глубиной воды местами до 40 м (в среднем 28 м), где циркуляция воды способствует интенсивному росту рифов (рис. 20.28), особенно в тех районах, которые прилегают к участкам с крутым континентальным склоном [2507]. Размерность карбонатного осадка, целиком биогенного, уменьшается от гравия до ила при удалении от рифа, тогда как размер терригенных частиц уменьшается от песка до ила при удалении от берега.[ . ]

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколь­ко иное определение границ континентального шельфа. Это:

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного про­странства над ним. Поскольку морское пространство над континен­тальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все госу­дарства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовст­во, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресур­сов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разра­ботки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие со­оружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом прибрежного государства понимается естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т. д.).

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе; сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа; разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования. Все государства (а не только прибрежные) имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г.

В основе разграничения континентального шельфа между двумя противоположными государствами лежит принцип равного отстояния и учета особых обстоятельств. Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том случае, что если государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия. Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шель­фом понимается поверхность и недра морского дна подводных рай­онов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны террито­риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким обра­зом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соеди­няющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр мор­ского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития при­креплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, грани­ца шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Континентальный шельф закон

если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Континентальный шельф — это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств.

морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественно­го продолжения сухопутной территории до внешней границы под­водной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не про­стирается на такое расстояние;

Вместе с тем права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.

Прибрежное государство вправе определять трассы для проклад­ки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и про­водить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

Юридическими лицами, получившие на настоящее время право пользования участками недр, расположенными на континентальном шельфе РФ, являются ПАО «Газпром» и ОАО «НК Роснефть».

Термин «континентальный шельф» используется в самых различных областях, в том числе географии, геологии, морских науках. Необходимость выделения континентального шельфа в самостоятельную юридическую категорию возникла примерно в середине XX в. когда научно-технический прогресс сделал возможным разведку природных ресурсов морских подводных районов, удалённых от берега и покрытых значительной толщей воды.

— обладают опытом освоения участков недр континентального шельфа РФ (не менее 5 лет),

Участки недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации одновременно могут иметь статус участков недр федерального значения, содержащими газ.

Континентальный шельф

Прибрежное государство вправе осуществлять свои суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа, при этом такое пользование не должно ограничивать свободу судоходства или создавать иные помехи другим государствам. Прибрежное государство может давать согласие другим государствам на прокладку подводные кабелей и трубопроводов, проведение научных исследований (отказ в этом случае недопустим), если они проводятся на удалении более 200 миль от береговой черты. С 1 декабря 1995 г. в России вступил в силу Закон о континентальном шельфе.

Установление критериев справедливости правового регулирования — делимитация континентального шельфа является весьма актуальной проблемой и определяется рядом факторов. Во-первых, таким фактором является развитие технологий исследования и использования ресурсов мирового океана морского дна и его недр приводит к закономерному пересечению интересов различных государств. Соответственно возникает объективная потребность установить международно-правовой статус континентального шельфа и регулировать установления морских границ, регламентирующих сферу влияния государств за пределами их сухопутных территорий. Во-вторых, к таким факторам относится отсутствием общетеоретических основ построения такой нормативной базы, которая бы четко регулировала вопросы делимитации континентального шельфа.

— создание искусственных островов и сооружений;

Все государства имеют право пользоваться правами, провозглашёнными в ст. 77 Конвенции 1982 г., лишь при условии явно выраженного согласия прибрежного государства.

Международная судебная практика позволяет сделать вывод о наличии определённых споров и противоречий в определении границы континентального шельфа между странами. Яркими примерами являются споры ФРГ с Голландией и Данией в Северном море, в котором Голландия и Дания настаивали на определении границ по принципу одинаковой удалённости. Сторонам удалось договориться на основании принципа равной удаленности только о частичном разделе, где внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии в 25-30-мильной зоне от берегов. Основная проблема — «размерное распределение» этого шельфа в центре Северного моря решена не была.

Более ранний акт – международного характера – Конвенция ООН о морском праве 1982 г. в ст. 76 определяет континентальный шельф следующим образом:

— созданы в соответствии с законодательством РФ,

— разведка и разработка его природных ресурсов;