Краткие правила по русскому языку

Блог

Осложнённые и неосложнённые предложения 160

Согласные звуки, парные и непарные по твёрдости/мягкости 12

Шипящие согласные звуки и способы их обозначения на письме 26

Правописание слов с непроизносимыми согласными 42

Деепричастие как особая форма глагола 133

Русский язык, Все правила, 1-4 класс, Справочник, Игнатьева Т

Основные принципы русской орфографии 27

Правописание грамматического мягкого знака после шипящих 39

Произношение отдельных слов и грамматических форм 20

Глава 3. ОРФОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Виды предложений по цели высказывания 149

Глава 7. МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ

Причастие как особая форма глагола 132

Объём текста для изложения в 6 классе может составлять 150-200 слов. Можно выбрать один из предложенных текстов, в которых рассказывается об истории промысла. Дополнить изложение можно описанием хохломского изделия, которое будет наглядно представлено на уроке.

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой.

Хохломская роспись по дереву возникла в Заволжье, в деревнях, стоящих на реке Узоле, что впадает в Волгу. На карте Нижегородской губернии и сегодня можно найти Новопокровское, Кулигино, Воробьёво, Лебедево, Хохлому – всего более 50 сёл производили посуду с хохломской росписью. Хлеба, выросшего на здешних песчаных почвах, часто не хватало до следующего урожая, и местные крестьяне исстари выделывали на продажу деревянную посуду: долбили ковши, точили блюда и чаши, резали ложки. Впрочем, это ремесло бытовало во многих регионах России, но хохломские изделия легко можно было узнать по особой золотистой росписи. Замечательно, что создавалась она без применения золота. Её рождение местная легенда связывает с мастером-иконописцем, бежавшим после церковного раскола в заволжские леса.

Особенности написания изложения в 6 классе

Такой вид работы с текстом, как изложение, помогает развитию многих умений и навыков. Это понимание текста, фиксирование, запоминание и передача полученной информации, построение на основе этой информации собственного связного высказывания, редактирование созданного текста, применение знаний по орфографии и пунктуации во время написания изложения. Главной задачей, конечно же, является развитие речи учащихся, когда они создают своё речевое произведение на основе образца – текста изложения. От изложения мы движемся к сочинению, творческой работе, предполагающей высказывание собственных мыслей на определённую тему.

Ещё М. В. Рыбникова в своих «Очерках по методике литературного чтения» (первое издание «Книги о языке» М.А.Рыбниковой, в которой были намечены методические приемы работы над словом, относится к 1923 году) наметила своеобразные «тематические круги» в словарной работе, по которым нужно двигаться от класса к классу, обучая детей написанию изложений и сочинений. В 5 классе это повествование, в 6 – описание. При изучении имени прилагательного в 6 классе логично обучать детей использованию этой части речи в письменных высказываниях.

На такую работу по развитию речи целесообразно отвести два урока, в течение которых дети успевают выполнить все задания.

Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали – сказка началась? А это быль. Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему?

Перед сочинением-описанием картины Николая Рачкова «Девочка с ягодами», на которой девочка держит в руках чашку с хохломской росписью, даём ученикам возможность познакомиться с хохломским народным промыслом, написав изложение о Хохломе.

Близость Волги обеспечивала хороший сбыт посуды. Ремесленники свозили свою продукцию в большое торговое село Хохлома, оттуда возы и баржи отправлялись на Макарьевскую, Нижегородскую ярмарки, а затем расходились по всей России, попадали даже в Среднюю Азию и Персию.

Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.

Вещи ранней хохломы до нас не дошли, ведь дерево менее долговечно, чем металл или керамика. Сохранились изделия конца XVIII — начала XIX века.

Перед изложением детям предлагается составить словосочетания «существительное + прилагательное», которые можно будет использовать в описании предмета. Например: хохломская роспись, золотистый фон, чёрный и красный цвет, яркие цветы, крупные листья, сочные ягоды, деревянная посуда и т. д.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем.

полные краткие Вопрос Какой?Какая? Какое? Какие? Каков? Какова? Каково?Каковы? Род + Число + Падеж  Синтаксическая роль

Презентация по русскому языку Полные и краткие прилагательные (5 класс)

Даже ночью муравьишка Не пропустит свой домишко, Путь- дорожку до зари Освещают фонари; На больших столбах подряд Лампы белые висят

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Бор дремуч, пар горяч, ветер свеж, перец жгуч,,день пригож, борщ хорош, дуб могуч, шиповник колюч.

Любите ли вы бывать в весеннем лесу? маркером разного цвета выделите прилагательные краткой формы и прилагательные полной формы.

— формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие, развивать умение сотрудничать при выполнении упражнений, воспитывать активную жизненную позицию.

Обращают внимание на слова. Правый-прав,простой-прост….

Выбранный для просмотра документ 5 КЛ ПРИЛАГ. полн и кратк..ppt

Хорошо в весеннем лесу Прекрасна и ослепительно хороша весна в лесу. Это теплый отблеск первого весеннего солнышка на стволах высоких деревьев. Это светлые и озорные блики в густых кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи.

— Итак, наше исследование подошло к концу, и нужно подвести итоги. Поднимите руки, у кого распустилось дерево. Все у кого сегодня распустилось дерево, смогут смело шагать дальше, получать новые знания и получать как можно больше таких листочков и расти в своих знаниях как ваши деревья. А те, кто сегодня не получил листочки, желаю работать, вам нужно немного остановиться, взять на заметку, те ошибки, которые вы допустили, чтобы на последующих занятиях их не было. Прилагательные Краткие и полные Дополняют, украшают, уточняют Без них скучно! Эпитеты.

  1. Пытаемся определить значение слова пурговать – выдерживать или пережидать пургу.
  2. Синонимы: пережидать.
  3. Пережидать – стилистически нейтральное слово.

Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне.

  • Прочитать предложение и определить лексическое значение указанного в задании слова.
  • Подобрать к этому слову возможные синонимы.
  • Определить, какой из подобранных синонимов наиболее употребителен, не носит оттенка книжности и разговорности, обладает минимальной экспрессией, стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.
  • Выбрать данный синоним и записать в ответ.
  • Стилистически нейтральные слова — слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

    – (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

    Разбор задания №6 ОГЭ по русскому языку

    Например: слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться.

    Синонимы — слова одной и той же части речи, близкие по значению.

    (30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта. »

    (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее!

    Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «почитать» (предложение 32).

    Например: ученик — школьник, бежать — мчаться, трудный — сложный.

    Краткие правила по русскому языку

    Числительное обе употребляется с существительными женского рода.

    Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения

    Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.

    При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова

    Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)

    А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).

    Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысяки, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)

    Например: Более интереснее, самый интереснейший – неправильно.

    В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе

    1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)

    Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины

    Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).

    На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже?

    В каком падеже имена прилагательные единственного числа имеют окончание — ОГО, — ЕГО?

    Выбери вопрос имён прилагательных множественного числа.

    Укажи словосочетание, в котором допущена ошибка.

    Какое окончание у прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах?

    Какое окончание у прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже?

    На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

    В каком падеже имена прилагательные единственного числа имеют окончание — ЫМ,

    Продолжи сообщение: «Чтобы определить род имени прилагательного, надо…»

    1) к прилагательному подставить слова ОН (МОЙ), ОНА (МОЯ), ОНО (МОЁ).

    Какие окончания у имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос КАКОЙ?

    Тест по русскому языку Имя прилагательное

    Каким членом предложения является имя прилагательное?

    Повторение и обобщение изученного о предлоге. Правописание и употребление предлогов. Морфологический разбор предлогов. Лингвистические игры.

    Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи».

    Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. Написание.

    Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Краткие прилагательные, образованные путём перехода причастий в прилагательные.

    Морфология и орфография. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение.

    Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.

    Рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС

    удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

    Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака после шипящих на конце слова. Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.

    Фонетика и орфография. Работа с таблицами «безударные гласные в корне слова», «Гласные после шипящих в разных частях слова».

    Знаки препинания при междометиях. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Конструирование предложений с междометиями и расстановка в них знаков препинания.

    Анализ сочинения. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Редактирование текста.

    Причастный оборот. Определение границ причастного оборота. Выделение причастного оборота запятыми.