Курек нС история ликвидации педологии и психотехники спб алетейя 2004

Блог

6. Мазилов, В. А. Методология психологической науки: история и современность [Текст] / В. А. Мазилов. – Ярославль: МАПН, 2007. – 351 с.

5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. – 488 с.

2. Ждан, А. Н. История психологии: от античности к современности [Текст]: учебник для студ. психол. факультетов университетов / А. Н. Ждан. – 3-е изд., исправл. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 512 с.

14. Якунин, В. А. История психологии [Текст]: учебное пособие / В. А. Якунин. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. – 378 с.

Раздел 7

11. Смит, Р. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. – М.: Академия, 2008. – 416 с.

24. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза [Текст] / К. Хорни; 2-е изд. – М.: Академический проект, 2008. – 224 с.

13. Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения [Текст] / К. К. Платонов. – М.: Издательство «Наука», 1982. – 309 с.

4. Мазилов, В. А. Методология психологии [Текст]: учеб. пособие / В. А. Мазилов. – Ярославль: МАПН, 2007. – 344 с.

25. Хорни, К. Новые пути в психоанализе [Текст] / К. Хорни. – М.: Академический проект, 2007. – 240 с.

16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.

8. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст]; сост. и общ. ред. Л. В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.

5. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Т. Д. Марцинковская, А. В. Юревич. – М.: Гардарики, 2008. – 413 с.

«Предпочитаемый» – член группы, коллектива, получающий половину или чуть меньше количества выборов, отданных популярному («звезде»).

[13] Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 415 с.

Для того чтобы создать в подразделении положительный социально-психологический климат, руководителю необходимо знать сущность и закономерности формирования и проявления основных психологических явлений в социальной общности его подчиненных. Овладев доступными методиками оценки социально-психологических явлений в малых группах он сможет быстро и достаточно глубоко их изучить, оказывать на них эффективное управленческое влияние, повышая качество решения стоящих перед структурным подразделением задач.

Методы диагностики основных социально-психологических явлений в малых группах

[28] Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

[1]100 великих психологов / авт.-сост. В. Яровицкий. – М. : Вече, 2004. – 432 с. – (Серия «100 великих»).

[21]Орлов Ю. М. Обида. Вина / Ю. М. Орлов. — 5-е изд. испр. – М. : Слайдинг, 2004. – 96 с. – (Серия «Исцеление размышлением»).

[29] Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзамен. ответов. Экспресс-справочник для студ. вузов. — Ростов н/Д., 2000. – 230 с.

«Оттесненный» – термин, обозначающий лицо, которое получает минимальное количество выборов.

[23] Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 2002. – 256 с.

3. Специальные методы позволяют получать достаточно полную и точную информацию об изучаемых социально-психологических явлениях. В их числе наибольшее распространение в последние годы получил метод опроса, предполагающий изучение социально-психологических явлений на основе анализа ответов опрашиваемых (респондентов) на определенный перечень вопросов. Он реализуется в различных методиках. Среди наиболее известных заметна социометрическая методика американского социального психолога и психиатра Джакоба Морено (1892-1974). Она позволяет выявить четкую систему межличностных и эмоциональных отношений в малой группе, поскольку дает возможность определить количество предпочтений, выборов, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные характеристики, проявляющиеся в межличностном взаимодействии. В психологии приняты специальные термины, обозначающие положение личности в межличностных отношениях в группе.

[25] Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 320 с. – См. С. 76 – 80.

[15] Калюжный А.С.Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студентов. – Н.Новгород: НГПУ, 2007. – 380 с.

3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.

аффективный – неприятие, принижение, недооценка, чувство брезгливости, отвращения к представителям другого пола;

Гендерные представления являются продуктом господствующей в конкретном обществе в определенный исторический период гендерной идеологии. Гендерная идеология определяется как согласованная система взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которые они должны исполнять как члены общества. Гендерная идеология – это механизм социальной организации и поддержания установленных моделей отношений между полами. В гендерных представлениях отражены существующие модели и формы взаимодействия гендерных групп и государства.

В анкете отдельно анализируются гендерные представления, гендерные стереотипы и гендерные предубеждения.

Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений доказывает необоснованность и нецелесообразность сложившихся традиционных, неравноправных моделей поведения в ситуациях межполового взаимодействия личностей и групп, следовательно, гендерно–компетентный человек в своем поведении будет стремиться реализовывать партнерскую, а не доминантно–зависимую модель отношений.

19. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. – М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001. – 416 с.

Гендерная компетентность понимается как такая характеристика личности, которая позволяет ей быть эффективной в сфере гендерных отношений. Возникает вопрос: «Что означает эффективность в гендерных отношениях?» Ответ на этот вопрос кроется в основном предметном содержании гендерной тематики, в котором актуализирована проблема гендерного неравенства [см., например: 4, 6, 17 и др.].

Глава 19

9. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2006. – 416 с.

3. В чем заключается различие между гендерными стереотипами и гендерными предубеждениями?

Итак, гендерно–компетентного человека отличает приверженность эгалитарным гендерным представлениям, ему не присущи традиционные гендерные стереотипы и гендерные предрассудки, а в сфере межличностных гендерных отношений он реализует партнерскую модель поведения.

Студентам раздаются бланки анкеты «Гендерные характеристики личности»[27] (приложение 1). На основе анализа формулировок высказываний и суждений студенты должны определить, какие из суждений в анкете относятся к гендерным представлениям, какие – к гендерным стереотипам, а какие – к гендерным предубеждениям. Результаты анализа суждений следует занести в табл. 1. Образец заполненной таблицы приводится в приложении 2.

Рассмотрим формы гендерных предубеждений. В качестве основания классификации форм предубеждений можно использовать такой показатель, как степень деструктивности воздействия на объект предубеждения [13].