Луков ва социальное проектирование учебное пособие ва луков

Блог

Булавина, Д.М. Проектная деятельность в сфере культуры как механизм реализации культурной политики. (теория и история культуры). автореф. дис…канд.культурологии. – Москва, 2007.

Курбатова, О.В. Проектный менеджмент (социальное проектирование инноваций в организациях): автореф.дис…канд.социол.наук. — Ростов н/д, 2005. — 22с.

Арефьева, Н.Т. Прогнозирование социокультурного развития: теоретико –методологические подходы (теория и история культуры). автореф. дис…докт.филос.наук. — Москва, 2011.

АМК Ассоциация менеджеров культуры, http:/Iacm.org.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Калянов А. В. Педагогическое влияние социально-культурного пространства — времени на деятельность учреждений культуры и образования по формированию самосознания учащейся молодежи : автореферат дис. . д-ра пед. наук : 13.00.05, 13.00.08 / А. В. Калянов ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2012. — 47 с.

О-методическое и информационное обеспечение итоговых комплексных испытаний (итоговой государственной аттестации) обучающихся — выпускников вуза

Мельвиль Е. Х. Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства : учебное пособие / Е. Х. Мельвиль ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы. — Москва : Дело, 2012. — 189 с. — (Образовательные инновации).

Дуликов, В.З. Критерии социально-культурной деятельности / В.З. Дуликов // Вестник МГУКИ. – 2004. — №1. – С.94-103.

Насонова, Т.Г. Подготовка студентов к социальному проектированию в учебном процессе ВУЗа: автореф. дис…канд.пед.наук.- Москва, 2008. – 163 с.

Ростовцев,С.А. Локальный культурно-образовательный и досуговый комплекс: опыт социального проектирования (социология управления): автореф. дис…канд.соц.наук. — Екатеринбург, 2007.

Калякина, А. Проектные технологии в сфере культуры / А.Калякина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2012. — № 12. – С.64 – 68.

Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности /Н.Н.Ярошенко: учебник. — М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.

Социальное проектирование — Луков В

Современные концепции социально-проектной деятельности

«Нормальный» проект. Типы проектов по характеру проектируемых изменений. Инновационные проекты. Поддерживающие проекты.

Сущность социального проектирования. Контекст общих понятий. Инновация. Социальная субъектность. Жизненные концепции. Ценности и нормы. Установки. Идеал.

Понятие прогноза. Прогноз и глобалистика. Особенности прогнозирования социальных явлений и процессов. «Эффект Эдипа». «Эффект Пигмалиона». Технология социального прогнозирования. Поисковый прогноз. Нормативный прогноз. Прогнозирование и проблема управления рисками. Основные способы социального прогнозирования. Экстраполяция. Моделирование. Экспертиза.

Понятие социальной экспертизы. Цель и задачи социальной экспертизы. Предмет социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы. Модели социальной экспертизы. Экспертиза конкурсных проектов. Эксперты. Методы отбора экспертов. Уменьшение субъективности экспертных оценок. Методы социальной экспертизы. Метод экспертной оценки. Метод фокус-групп. Ситуационный анализ. Метод «Делфи». Методы активизации инновационных решений. Методы обработки данных. Контент-анализ. Метод «репертуарных решеток». Создание экспертных систем. Итоги социальной экспертизы. Форма представления социальной экспертизы. Эффективность социальной экспертизы.

Понятие проекта, применяемое в project management. Определение понятия «социальный проект». Предмет социального проектирования. Новая вещь. Новые свойства старой вещи. Услуга. Организация. Мероприятие. Невещные свойства и отношения как предмет проектирования. Законопроект.

Наконец, такой курс готовит студента не только к будущей профессии, но и к жизни (в самом широком смысле слова) в современном обществе.

Социальная инженерия. Социальная утопия. Антиутопии и дистопии. Поиск путей оптимизации социального проектирования. Объектно-ориентированный подход. Проблемно-ориентированный подход. Субъ-ектно-ориентированный (тезаурусный) подход. Философия социального проектирования.

Жизненный пикл проекта. Структура текстового описания проекта. Рождение замысла проекта. Самоанализ. Концепция проекта. Актуальность проекта. «Дерево проблем*. Цель проекта. «Дерево целей». Проблем но-целевой ромб. Задачи проекта. Содержание работы. Обоснование проекта. Ожидаемые последствия. Жизнеспособность проекта. Планирование проекта. Правило ресурсов. Правило времени. Правило места. Правило последствий. Способы планирования. Составление бюджета. Окончательная форма проекта как текста.

Методы коллективной работы над проектом

Учебное пособие «Социальное проектирование» представляет собой пятое, исправленное издание книги, впервые вышедшей в 1998 г. под названием «Социальное проектирование и прогнозирование». В новом издании сохранена ориентация на раскрытие технологии социально-проектной деятельности; в учебном пособии представлены главным образом те аспекты теории, знание которых помогает усвоить навыки реального социального проектирования. Социальное проектирование в этом учебном пособии не сводится к узко понимаемым задачам социальной работы. Напротив, мы стремимся показать, что социально-проектный подход позволяет объединить пути решения целого комплекса задач социокультурного характера, что и должно лежать в основе достижения целей социальной работы. Содержание учебного пособия

Типы проектов но направлениям деятельности. Типы проектов по особенностям финансирования. Инвестиционные проекты. Спонсорские проекты. Кредитные проекты. Бюджетные проекты. Благотворительные проекты. Типы проектов по их масштабам. Мик-ролроекты. Малые проекты. Мегапроекты. Типы проектов по срокам реализации. Краткосрочные проекты. Среднесрочные проекты. Долгосрочные проекты. Престиж-проекты. Псевдопроекты.

12. Молодежная общественно полезная деятельность в России / Е. Захарова, Г. Николаев, С. Тетерский. – М., 2004. (Фонд «Созидание»)

5. Закон о государственной поддержке молодежных и детских об-

Луков ва социальное проектирование учебное пособие ва луков

13. Молодежное движение России в документах (1905 – 1938 гг.):

4. Закон о военно-патриотических молодежных и детских обще-

8. История развития студенческого движения. – Оренбург: Печатный дом «Димур», 2003.

16. Новиков, В.Г. ПроблемыформированиямолодежныхобщественныхобъединенийвРоссийскойФедерации/ В.Г. Новиков, Т.Э. Петрова, В.В. Фещенко . – М.: РГАЗУ, 2001

2. Библиотека федерального портала «Российское образование». http://www.edu.ru/

20. Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: научно-методический сборник / Временный творческий коллектив Национального совета молодежныхидетскихобъединенийРоссииподрук. Р.В. Соколова; научн. ред.-сост. С.В. Тетерский. – М.: Логос, 2005.

7. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика: учеб. пособие / И.М. Ильинский. – М.: Голос, 2001.

21. Социальная работа с молодежью: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010. – 327 с. [Электронный ресурс] ЭБС «КНИГАФОНД».

2. Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации: сб. док. Ч. I − III / под общ. ред. В.А. Лукова. − М.: Социум, 2000.

10. Криворученко, В.К. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории / В.К. Криворученко. – М., 1997.

Бессонова; под ред. Н. Басова. – 3-е изд. испр. – М.

Инновационные технологии в теории и практике социального обслуживания населения России / Ю.

Н. Ф. Басов — доктор педагогических наук (редактор, предисловие, разд. I, X. XI:1, 2, 3. V. Профессионально-этические основы социальной работы. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: учебник / С.И. Григорьев, Основы социальной работы : учеб. пособие / Н. Ф. Басов, В.М. Басова, О. Н. Басов Н. Ф. Социальная работа. Холостова Е. И. История социальной работы в России. Учебник — М.. Экономические основы социальной работы.

Мустаева // Вестник УМО вузов России. – 2006. –№2. – С.

– 768 с. 9. Дубровская, Т. Особенности компетентностного подхода к содержанию образования в подготовке специалистов социальной работы / Т.

Пантелеева, Т. Особенности инноваций в сфере социальной работы / Т. Пантелеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. – № 2.

Сафронова, В. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / В. Сафронова. – М.

Волкова. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М. Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.

К вопросу о базовых критериях качества образования и ключевых социальных компетенциях в современной России / С. Григорьев // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы.

– М. Академия, 2007. – 127 с. 39. Шелег, Т. Зарубежный опыт организации социальной участковой службы / Т.

Психология социальной работы. Содержание и методы психологической практики: учеб. пособие / М. Фирсов. – 2-е изд.

8-11. 18. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (утв. письмом Правительства РФ от 5.

Итак, мы видим, что качество выполненных студентами и студенческими коллективами работ различно. Среди них есть и чрезвычайно интересные проектные идеи, выполненные, проработанные и реализованные с большой тщательностью и на высоком уровне. Но есть и очевидно небрежные работы, имеющие целью исключительно выполнение необходимых квалификационных требований для получения положительной оценки по дисциплине.

Предметом проектирования студентов бывает и создание организации . Хотя это более редкий случай, характерный для старших курсов. Примером может служить проект Ольги К. по созданию юношеской театральной студии на базе театра «На Перовской». Целями такого проекта является организация досуга и всесторонне развитие детей средствами театрального искусства.

Изучение текстов студенческих проектов показывает различный уровень их проработанности . И при анализе проблемы, и ее операционализации с целью успешного разрешения, и особенно в расчетах учащихся поджидают известные сложности. Авторами проектов должны быть изучены многообразные факторы, влияющие на рассматриваемую проблему (нередко противоположные по своему воздействию), причины, почему она не решается в настоящее время, а также все аудитории — тех, кого эта проблема затрагивает .

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности : Трактат по социологии знания. М., 1995.

Как и в любой другой форме планирования, социальные проекты студентов в реальных условиях имели существенные отличия от своих «бумажных» планов. Вот как описывает эту фазу работы над своим проектом «Киноклуб» Михаил Е., целью которого было посредством организации показов кинофильмов на территории МосГУ «поддержать начинающих молодых [кино-]авторов, которые хотят как можно скорее поделиться своими творениями с миром».

Теоретические основания социального проектирования:

Московский гуманитарный университет

В ходе групповой работы над социальными проектами студенты были поставлены перед необходимостью распределять роли, координировать свои действия друг с другом, подчиняться и подчинять себе других членов группы для эффективной работы и достижения поставленных в проекте целей. Несмотря на то, что студенты, которым преподается дисциплины, основанные на социальном проектировании, представляют старшие курсы вуза, тем не менее, эта часть работы над проектом составляла для многих из них значительную сложность.

В наиболее общих вопросах социальной теории эти наблюдаемые события заставляют исследователя все более определенно учитывать специфику социальной жизни людей. Она, эта социальная жизнь, происходит для каждого индивида (конкретного человека) в социальных общностях — семьях, круге сотрудников, соседей, друзей и т. д. Дилемма «общество-личность» в этом отношении должна быть уточнена. Общество как целое (в своем социетальном выражении) составляет своего рода горизонты социальности, но социальность в ее повседневных ракурсах формируется в том обозримом для человека пространстве, которое и занимают социальные общности — те, к которым он принадлежит и/или с которыми он себя идентифицирует.

проектирования для развития социальных умений будущих специалистов

Издание подготовлено и осуществлено при финансовой поддержке Программы Президента РФ государственной поддержки молодых ученых (МК – 3140.2005.6).

Чрезвычайно важным нам кажутся проекты многих студенческих групп, которые в качестве предмета проектирования выбрали организацию праздников в детских домах, интернатах и других организациях, заботящихся о больных или социально необеспеченных детях. Например, проект Ольги М., которая уже не первый год каждое 1 июня едет в Карабановский детский дом во Владимирской области и устраивает праздник для детей с концертом, фейерверком, угощением и подарками.

Ковалева А. И., доктор социологических наук, профессор