Налоговая штраф за непредставление документов

Блог

по истечении трех месяцев со дня представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ);

Вы не обязаны представлять документы в налоговую инспекцию:

Вне рамок налоговой проверки ФНС вправе истребовать информацию только по конкретной сделке. Если запрос ИФНС не содержит сведений о том, в связи с какими мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы и не указана причина истребования документов по конкретным сделкам (в требовании не указаны: сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы; из него невозможно установить, в отношении какого юридического лица запрашивается информация по конкретной сделке), такие действия ИФНС могут быть признаны незаконными. Так в Постановлении АС ЗСО от 03.02.2017 № Ф04-7101/2017 по делу № А75-6717/2016 суд отметил следующее: при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля запрашиваются документы (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля), а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется предоставление информации.

Если вы направляете документы по почте, то желательно делать это почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Опись и уведомление будут доказательством того, что инспекция получила затребованные документы.

Ответственность по пункту 1 статьи 126 НК наступает только в том случае, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК.

реальную необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);

Налоговая ответственность за непредставление документов

Исходя из буквального толкования статьи 126 НК налоговый орган в требовании о представлении документов обязан указать точное наименование и количество запрашиваемых документов, поскольку размер штрафа исчисляется из определенного, конкретного количества непредставленных (представленных несвоевременно) документов (Постановления ФАС Поволжского округа от 23.06.2011 № А06-6839/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.01.2011 № А32-17947/2010).

Для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, истребованных налоговым органом в соответствии со статьей 93 НК, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие, что:

не относящиеся к проверяемой декларации (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07);

если запрашиваемые документы имелись в наличии у налогоплательщика, а также у него была реальная возможность представить их в указанный срок (Постановление ФАС Московского округа от 22.10.2012 № А41-31823/10; Постановление ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12).

обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято и если да, то какое решение налогового органа по этому вопросу. Не имеют значения формальные основания для неудовлетворения ходатайства — несоблюдение формы уведомления, недостаточная, по мнению налоговиков, аргументация ходатайства и т.п. В дополнение к сказанному при вынесении решения суды принимают во внимание смягчающие обстоятельства вплоть до освобождения от налоговой ответственности в связи с отсутствием вины (п. 1 ст. 109 НК РФ). Более того, поскольку налоговая ответственность по ст. 129.1 НК РФ не зависит от объема непредставленных документов (информации), в случае истребования большого объема документов (информации) стимулирующая функция штрафа выполняется в меньшей мере.

Ответ на вопрос о том, возможно ли привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК, если отсутствуют доказательства фактического наличия запрошенных документов, НК не дает. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2013 по делу № А56-76288/2012 суд указал, что при привлечении к ответственности за непредставление документов, в том числе журнала учета движения путевых листов, необходимо было установить, что налогоплательщик вел такой журнал, но не представил налоговому органу.

Действительно, если налогоплательщик не успел передать в ФНС документы по требованию в срок — это один случай, если он просто отмолчался, проигнорировав запрос инспекторов, — другой, а вот если написал письменный отказ — уже третий. Разве правильно квалифицировать эти абсолютно разные по сути правонарушения по одной и той же статье? Конечно, нет.

Ненаправление в ФНС в установленный законом срок документации и (или) иных предусмотренных законом данных по п. 1 ст. 126 НК РФ наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый непереданный документ.

Штраф за непредоставление документов по встречной проверке налоговики применяют в качестве наказания, когда запрашиваемые ими бумаги не были представлены совсем или были направлены позже, чем того требует закон. Однако причин неисполнения данной обязанности может быть множество. Узнаем, какая именно ответственность и в каких случаях применима.

Те, кому периодически приходится отвечать на требования налоговиков о представлении документов о своем контрагенте, знают, насколько объемную информацию они порой запрашивают и как непросто в чрезвычайно сжатые сроки, ограниченные 5 днями, выполнить указания.

Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке

К сожалению, даже сам НК РФ не вносит значительной ясности в эту неразбериху. Так, п. 4 ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» гласит, что проверяемое лицо, отказавшееся направить в ФНС запрашиваемую документацию в ходе налоговой ревизии или направившее их налоговикам позже установленного НК РФ срока, считается нарушителем, которому придется отвечать по ст. 126 НК РФ.

Указанные правонарушения идентичны, поскольку понятие «непредставление сведений» (п. 2 ст. 126 НК РФ) означает фактически то же самое, что и «неправомерное несообщение сведений» (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Однако п. 6 ст. 93.1 НК РФ однозначно предусмотрена ответственность за ненаправление в ФНС России сведений, запрашиваемых о проверяемом контрагенте, — и это ст. 129.1 НК РФ.

Согласитесь, есть над чем подумать. Да и разница в размерах колоссальная. Причем последняя сумма (штраф 100 000 руб. и даже больше) совершенно реальна: как мы смогли удостовериться, 100 000 руб. — это всего лишь 500 «опоздавших» документов по 200 руб. А если документы проверяют в рамках выездной проверки за несколько лет, большое количество запрашиваемых бумаг — обычная практика.

По п. 2 ст. 126 НК РФ лицо, отказавшееся направить инспекторам необходимые документы о налогоплательщике или каким-либо другим образом уклоняющееся от этой обязанности (или же направившее бумаги с заведомо неверными данными), будет оштрафовано на 10 000 (фирмы, ИП) или на 1 000 руб. (физлица, кроме ИП). При этом нарушение не должно соответствовать ст. 126.1 (представление документов с недостоверными сведениями) и 135.1 НК РФ (ненаправление банком справок по счетам).

Получается, что по ст. 129.1 НК РФ в данном случае штрафовать можно на совершенно законных основаниях. А вот как быть со ст. 126 НК РФ? Анализируя ее, становится понятно, что ответственность при «встречках» может наступить только по п. 2, но никак не по п. 1, поскольку именно в п. 2 этой статьи говорится о запросах данных о плательщике. Что касается п. 1 ст. 126 НК РФ, он применим в том случае, если документы запрашивались непосредственно у самого проверяемого лица. Так что штрафа, рассчитанного исходя из 200 руб. за документ, при «встречках», конечно же, быть не может.

Ответственность по п. 1 ст. 126 применима, если нарушение не относится к предусмотренным в НК РФ:

В целом же сложившаяся судебная практика рассматривает данное разночтение в следующем ключе. Согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ незаконное несообщение (или же сообщение не в срок) лицом предусмотренных законом данных налоговикам (в случае отсутствия нарушений, указанных в ст. 126 НК РФ) наказывается штрафом в размере 5 000 руб.

Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ ненаправление налоговикам данных о налогоплательщике, а именно отказ в представлении имеющихся документов или сведений, иное уклонение от этой обязанности, а также представление заведомо недостоверных документов и данных (если нарушение не подпадает под действие ст. 126.1 и 135.1 НК РФ), влечет за собой наложение штрафа в размере 10 000 руб.

В обоих случаях блокировка должна быть снята на следующий день после представления формы или справки. Данная норма прописана в статье 76 пункт 3.2 НК.

Налоговики могут проверить, были ли поступления в казну в текущем периоде по налогу на доходы физических лиц. Если факт подтвердится, расчетный счет будет заблокирован в связи с непредставлением 6-НДФЛ.

Налоговики назначат штраф за непредоставление отчета 6-НДФЛ в течение десяти рабочих дней после сдачи расчета. Если опоздание менее месяца — штраф составит 1 000 рублей. Если срок непредставления расчета окажется больше, сумма санкций будет увеличена на 1 000 рублей за каждый месяц просрочки.

Руководителю организации за несданный 6-НДФЛ будет выписано административное взыскание в размере от 300 до 500 рублей согласно статье 15.6 Кодекса АП РФ. Эта мера может быть принята налоговиками самостоятельно без обращения в судебные инстанции.

Расчет санкций начинается со дня, следующего за датой предоставления отчетности, до дня его сдачи в налоговые органы согласно статье 126 пункт 1.2 НК.

Форма 6 является обязательной с 2016 года. Все юридические лица, которые являются налоговыми агентами, обязаны подавать ее в сроки, утвержденные законодательством. Штраф за несвоевременную сдачу отчета 6-НДФЛ будет назначен и организации, и руководителю. Кроме того, на расчетный счет контролирующие органы наложат арест за просрочку более 10 дней. Рассмотрим подробно все меры, которые могут быть применены при непредставлении расчета.

  • Данные за квартал должны быть представлены не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом. Если дата выпадает на выходные дни, срок переносится на первый рабочий день после установленных сроков. Данная норма прописана в статье 6.1 пункт 7 НК;
  • дата представления данных за год – 1 апреля года следующего за отчетным.

В течение одних суток банковская организация возобновит операции по расчетному счету.

Компания сдала в 6-НДФЛ за 2 квартал 3 августа. Почитаем, какое наказание грозит компании за непредставление данных в положенное время:

Какой будет штраф за несвоевременную сдачу формы 6-НДФЛ

Может возникнуть такая ситуация, когда организация не представила документ по форме 6 в связи с тем, что не является налоговым агентом. Тем не менее, налоговики заблокировали банковский счет. В таком случае, необходимо подготовить и подать нулевой отчет.

Суммы штрафов за опоздание НДФЛ-6 следует перечислять на КБК (в поле 104) 18211603010016000140. В поле 106 следует указать код «ТР». В поле 107 – срок проведения требования. В полях 108 и 109 следует отметить номер и дату платежного поручения.

  • Количество дней просрочки – 3, это меньше месяца;
  • сумма штрафных санкций за непредставление до месяца составит 1 000 х 1 мес. = 1 000 рублей.
  • В кодексе нет ограничений на этот счет, поэтому штраф обоснован (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.2015 № Ф07-474 /2015).

    Безопаснее представить копии документов, если налоговики вернули ранее представленные оригиналы. Организация сдала инспекторам оригиналы первички. Налоговики приостановили проверку и вернули оригиналы, а после возобновления ревизии запросили копии тех же бумаг. Компания их не подала, поэтому инспекция ее оштрафовала.

    Инспекторы не вправе выписывать штраф за непредставление документов по требованию налоговой, если бумаги изъяла полиция. Компания в ходе выездной налоговой проверки не представила первичные документы, так как ранее их изъяли сотрудники полиции. Инспекция этот довод не приняла и оштрафовала компанию.

    В требовании инспекции не было сказано, какие ошибки и противоречия обнаружили в уточненке. А значит, договоры, книги продаж и покупок, счета-фактуры и другие документы не нужны.

    Судьи штраф отменили (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.15 № Ф07-4595 /2015).

    Мы проанализировали арбитражную практику Северо-Западного округа по спорам из-за штрафов за непредставление документов по требованию налоговой. Смотрите в таблице три дела, которые удалось выиграть компаниям.

    На камеральной проверке по НДС инспекторы вправе затребовать документы в трех случаях.

    Как отменяют штрафы за непредставление документов по требованию налоговой

    Компания вправе не представлять документы по требованию налоговой повторно, если раньше уже сдала копии (п. 5 ст. 93 НК РФ). Причем не важно, в рамках какой проверки инспекторы требовали копии первый раз. Например, можно не подавать на выездной ревизии копии, которые раньше компания сдавала на камералке.

    Судьи выяснили, что компания не могла представить первичные документы, так как она была у правоохранителей. Также суд установил, что компания предпринимала действия, чтобы получить назад документы. Поэтому вины компании нет (постановление от 18.05.2015 № Ф07-3533 /2014).

    Судьи признали, что во время проверки инспекторы вправе затребовать копии, даже если раньше просили оригиналы.

    Налоговики вправе выносить с территории налогоплательщика оригиналы документов, которые получены в ходе выемки. Остальные подлинники они могут изучить только в офисе компании. К такому выводу пришел Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 18.02.2016 № А78-7499/2015.

    1. Е сли компания подала уточненку к уменьшению налога за период старше двух лет.
    2. Е сли данные в декларации компании не совпали со сведениями в отчетности контрагентов.
    3. Е сли налог к возмещению. В остальных случаях инспекторы вправе затребовать лишь пояснения (ст. 88 НК РФ).

    Получается, что в рассмотренном случае расчет штрафных санкций произведен:

    В постановлении ФАС Поволжского округа от 5 декабря 2006 г. по делу N А57-12181/05 констатируется, что "Примененная налоговым органом методика исчисления штрафа "исходя из количества фактически представленных, а не запрашиваемых документов" создает неравное положение между налогоплательщиком, представившим документы, так как штраф, рассчитанный исходя из количества представленных документов, в данном случае будет составлять большую сумму, чем штраф, исчисленный из количества запрашиваемых документов (при отказе налогоплательщика от представления документов)".

    — из этого следует, что решение налогового органа противоречит основам налогового законодательства. Взыскание штрафа является в данной ситуации невозможным, поскольку отсутствуют основания для привлечения налогоплательщика по п. 1 ст. 126 НК РФ.

    — нарушением со стороны налогового органа является расчет суммы штрафа исходя из фактически представленных заявителем документов, а не из количества документов, указанных в требовании;

    В Постановлении Президиума ФАС РФ от 8 апреля 2008 г. N 15333/07 констатируется, что по смыслу статей 88 и 93 НК РФ требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, не имеется.

    — не исходя из количества фактически представленных налогоплательщиком с опозданием документов;

    За ответом обратимся к арбитражной практике.

    В постановлении ФАС Московского округа от 27 января 2011 г. N КА-А40/17220-10 по делу N А40-53987/10-127-267 констатируется:

    В постановлении ФАС Московского округа от 8 мая 2007 г. по делу N КА-А40/3717-07 приведен развернутый правовой анализ п. 1 ст. 126 НК РФ:

    — если из требования налогового органа невозможно установить количество истребуемых документов, следовательно, отсутствует база и основания для расчета штрафа;

    Штраф ни за что

    — следовательно, для установления размера штрафа требование налогового органа должно содержать точное (конкретное) количество испрашиваемых документов (с указанием наименования, датой составления и номером документов);

    Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

    В ходе камеральной проверки документы могут быть запрошены, еслиналогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент, иные лица, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета)):

    представил декларацию по НДС с суммой налога к возмещению из бюджета. В этом случае налоговая инспекция вправе истребовать документы, которые подтверждают право на вычет НДС в соответствии со ст. 172 Налогового кодекса РФ ;

    ИФНС вправе запрашивать любые документы в ходе камеральной проверки, если в декларации выявлены несоответствия с данными контрагентов, свидетельствующие о неуплате налога либо если проводится камеральная проверка налоговой декларации, в которой заявлен НДС к возмещению. При этом затребованные документы (оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов и прочие) должны быть непосредственно связаны с предметом и периодом проверки (в частности подтверждать заявленные налоговые вычеты). Судебная практика относительно правомерности истребования в ходе камеральной проверки таких регистров, как оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов и др., неоднозначна, но в целом на стороне налогоплательщика.

    Относительно индивидуального предпринимателя

    – пониженные налоговые ставки – поэтому налоговая инспекция не вправе запрашивать документы, подтверждающие правомерность их применения ( письмо Минфина России № 03-05-05-01/50668 от 3 сентября 2015 г. );

    За неисполнение данного требования предусмотрена ответственность:

    Ответ на данный вопрос и дополнительная информация по нему содержатся в Сервисе по следующим ссылкам:

    – к пп. 5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ – налоговая льгота для столовых образовательных и медицинских организаций;

    В случае истребования в ходе выездной проверки регистров бухгалтерского учёта у индивидуальных предпринимателей, которые не обязаны вести бухучёт, они не могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 126 Налогового кодекса РФ.

    Работник налоговой инспекции, который проводит налоговую проверку (как камеральную, так и выездную), вправе истребовать у проверяемой организации (индивидуального предпринимателя) необходимые для проверки документы . Передать документы в налоговую инспекцию нужно в течение 10 рабочих дней (20 рабочих дней – в случае проверки консолидированной группы налогоплательщиков) с момента получения требования.

    – подал декларацию по НДПИ, водному или земельному налогу. Помимо документов, представленных вместе с такой декларацией, налоговая инспекция вправе истребовать иные документы, которые являются основанием для расчета и уплаты указанных налогов;

    Ответственность за непредставление документов по запросу ИФНС

    Индивидуальные предприниматели должны вести налоговый учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности. В этом случае они вправе не вести бухучет. Вместе с тем индивидуальные предприниматели вправе принять решение (например, в связи со спецификой своей деятельности) о ведении полного или упрощенного бухучета (с использованием счетов). Если такое решение будет принято, то представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию нет необходимости.