Нормы и правила экологической этики

Блог

Экологическая этика использует разнообразные общенаучные и частнонаучные методы: теоретические и эмпирические. Это диалектический, системный, интервальный, эволюционный методы, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.

ПРЕДМЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ является обоснование и разработка этических принципов и правил, регулирующих моральные отношения человека к природе и ее представителям.

Экологическая этика, которую еще иногда называют зеленой, природоохранной, энвайроментальной или экоэтикой, предлагает и защищает систематическую и всестороннюю концепцию нравственных взаимоотношений между людьми и природой. Экологическая этика предполагает, что человеческое поведение по отношению к природе может направляться и направляется моральными нормами. Теория экологической этики в этом случае должна: 1) объяснить, что это за нормы; 2) объяснить, по отношению к кому или к чему люди несут моральную ответственность; 3) показать, чем обоснована эта ответственность. Экологическая этика нацелена не только на суждение, но и на предписание действий.

Философская экологическая этика предполагает более высокий уровень обобщений и абстракций, на котором нормативные суждения и оценки, а также приводимые в их пользу доводы анализируются и оцениваются. Это уровень общих концепций, идей и теорий, на основе которых объясняются и защищаются нормативные суждения. Философская экологическая этика разрабатывает такие важные понятия как «ценности природы», «права природы», «человеческие обязанности перед природой», «благо природы» и т.п.

Экологическая этика обладает двумя главными функциями: разрушительной и созидательной. Первая направлена на то, чтобы разрушить старые, потребительско-утилитарные стереотипы отношений человека с природой, многочисленные антропоцентрические мифы и ценности, отказаться от расточительных и негуманных видов природопользования. Антропоцентризм, эгоизм и прагматизм — это то, против чего выступает экологическая этика. Созидательная функция экологической этики направлена на выработку нового, экологического мировоззрения, позволяющего успешно сосуществовать и человеку, и природе.

Нормы и правила экологической этики

Экологическая этика мотивирует природоохранные действия в двух аспектах: 1) люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ради нее самой; 2) эти действия совершаются из морального принципа без каких-либо корыстных интересов человека, а то и ему во вред.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА — это учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

Как писал отец экологической этики О. Леопольд — экологическая этика это ограничение свободы действий в борьбе за существование. Э. Эбби говорил, что экологическую этику можно рассматривать как притязание природы на свои права. Примерно то же заявлял и другой основатель экологической этики

Коренной вопрос экологической этики — каково наше отношение к природе: как к объекту (вещи), или субъекту (то есть равному себе, имеющему моральный статус и обладающему правами). Экологическая этика существует только тогда, когда мы относимся к природе как к субъекту. В этом случае вред, нанесенный природе, будет рассматриваться с точки зрения нанесения ущерба самой природе. В отличие от экологической этики антропоцентрическая этика рассматривает природу как объект, и поэтому любой вред, ей нанесенный, оценивается лишь с точки зрения ущерба другому человеку, государству и т.д., в чьей собственности находится природа. В этом плане очень показателен пример российского ученого, профессора, доктора психологических наук С.Д. Дерябо, который пишет, что «действия вполне допустимые и оправданные в отношении объектов, являются безнравственными и даже уголовно наказуемыми в отношении субъектов (точнее того, что считается в данном обществе субъектом). Массовые убийства людей рассматриваются как преступления против человечества и не имеют срока давности, а массовая вырубка леса — как хозяйственная деятельность, и за выполнение плана по ней раньше давали премии. Но с другой стороны — убийство раба, например, в Древнем Египте приравнивалось к порче вещи, а североамериканские индейцы спрашивали у дерева разрешения срубить его и просили прощение за то, что им приходилось это делать» (146).

Основанием экологической этики является экобиоцентризм, нацеливающий людей на сохранение видов и особей живых существ и участков дикой природы в безотносительной пользе от этого человеку или даже ему во вред.

3. Если признается человеком равным в своей самоценности и равноправности (147).

Когда природа может признаваться человеком как субъект? С.Д. Дерябо полагает, что при соблюдении одного из трех следующих условий:

Экологическая этика – широкое поле для философского анализа и одно из возможных направлений развития философского знания. Именно направленность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традиционной этики.

Стратегия вступления в эпоху Ноосферы: формирование экологической этики.Вступление в эпоху Ноосферы, по мнению Н.Н. Моисеева, должно произойти не как бифуркационный скачок, т.к. любой бифуркационный механизм может развиваться в совершенно непредсказуемом направлении и привести в конечном итоге к гибели человечества. Человечество с самого начала должно контролировать этот переход, разрабатывать определенную стратегию, стратегию Разума. «Нужно говорить, что общество способно обеспечить режим коэволюции с биосферой в том случае, если деятельность людей не допустит новой буфуркации, перехода биосферы в новый канал своей эволюции, или, пользуясь языком теории динамических систем, в новый аттрактор [12]». Разработка стратегии – не дело узкого круга лиц. Принципиальной для Н.Н. Моисеева является идея кооперации всех отраслей знания – естественных и гуманитарных наук. Будучи специалистом, в теории управлении и теории информационных систем, Н.Н. Моисеев исследует проблему анализа возможных каналов развития биосферы, исходя из современного её состояния. Однако ученый ясно осознает, что лишь «физикалистскими» методами, т.е. изучением биосферы, анализом её возможного развития и предложениями мировому сообществу конкретных действий, ситуацию не изменить. Необходимо формирование новой экологической этики.

В современном западном обществе антpопоцентpизм часто pассматpивается как «отсутствие этики». Hекотоpые философы, напpимеp, Б. Hоpтон, полагают, что существует две разновидности антpопоцентpизма. Первый – это «сильный антpопоцентpизм», согласно которому нечеловеческие виды и объекты имеют ценность лишь как средства для удовлетворения «чувственных предпочтений» человека. «Чувственное предпочтение» ? это любое человеческое желание, которое можно удовлетворить вне зависимости от того, обосновано оно логически или нет.

2. Разнообразие природы – условие существования биосферы(закон необходимого разнообразия У.Р. Эшби).Но существует еще закон Е.К. Седова . Эффективность роста разнообразия на верхнем уровне структурной иерархии всегда оплачивается ограничением разнообразия на предыдущих уровнях и наоборот. В основе этого закона лежит фундаментальное, обоснованное положение известного кибернетика-классика Бриллюэна. Накопление информации (отрицательной энтропии) внутри какой-либо системы всегда оплачивается возрастанием энтропии во внешней среде. Вследствие этого в процессах перехода системы на новый иерархический уровень неизбежно возникает проблема ограниченности внешних ресурсов. Поскольку разнообразие культур исторически поддерживалось разнообразием природы, сохранение этого разнообразия возможно за счет ограничения разнообразных действий по отношению к природе. И это не будет противоречить закону Седова. Принцип экологической этики:чувство солидарности в действиях различных культур по отношению к природе, т.е. сохранять все виды, создавать искусственные природные системы.

Лекция 2

Неантропоцентризм. Наиболее ярко экологическая проблематика, связанная с выживанием человеческой цивилизации просматривается у русских космистов . У истоков экологической проблематики стоит Н.А. Умов. Он впервые осветил эту тему в своей статье «О задачах развития техники в связи с использованием природных ресурсов», опубликованной в 1913 г . Особенно отчетливо эта тема начинает звучать в работах К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и др. В настоящее время об экологической проблеме заговорили во всем мире. Создаются международные симпозиумы, конгрессы, совещания. Но особо хочется отметить деятельность Н. Моисеева, в творчестве которого экологическая проблематика зазвучала особенно остро. Один из основных тезисов, который отстаивает Н. Моисеев, – это тезис о «Единстве человека и биосферы» (следует отметить, что традиция рассматривать человека как неотъемлемую часть природы (космоса), красной нитью проходит через многообразие идей русских космистов).Только исходя из этого принципа, мы можем достоверно изучать процессы, происходящие на планете, анализировать их и предлагать варианты выхода из экологического кризиса. Эволюцию биосферы характеризуют три основных принципа: изменчивость, наследственность и отбор. Заимствованная у Ч. Дарвина «триада» значительно видоизменена и дополнена принципами синергизма. Иными словами, «дарвиновская триада» приобретает более универсальный характер, позволяющий описывать механизмы, происходящие в любой открытой, самоорганизующейся системе. Изменчивость . «Этим словом закодировано множество разнообразнейших явлений, создающих поле вариантов, необходимых для выбора дальнейшего продолжения процесса эволюции системы» [5]. Наследственность . «Оно означает лишь то, что настоящее и будущее любой подсистемы, т. е. любого элемента Универсума, не определяется, а зависит от прошлого» [6]. Отбор. «Это прежде всего законы сохранения. Никакой процесс изменения не может идти вопреки закона сохранения движения» [7]. Это значит, что из множества вариантов развития система отбирает тот, диссипативная функция которого минимальна, т.е. требует для свой реализации минимума энергии.

Покорение пpиpоды человеком защищалось многими философами. Покорение пpиpоды, напpимеp, по Ф. Бэкону, никогда и никому не вредит и никогда не отягощает совесть чувством вины и раскаяния. Более того, возрастание технической власти человека над пpиpодой, ее покорение всегда pассматpивалось как способ его самоpаскpытия и самовыpажения. Как справедливо считает Л.И. Василенко, «подчинение пpиpоды стало пониматься свободным от всякой этики. С покорением пpиpоды связан и известный лозунг «знание-сила», имеющий мало общего с пониманием знания как истины». Разум человека стал служить целям покорения и сам стал терять свободу. Отсюда, как полагает Дюпpе, кризис человека и его культуры: «все формы сознания оказываются во власти стремления контpолиpовать, захватывать, покоpять».

Таким образом, три принципа экологической этики, с нашей точки зрения, могут составить ее фундамент, так как они тесно связаны с положениями общечеловеческой нравственности и производны от них, потому для индивида они могут стать нравственным законом. И это очень важно, поскольку эти принципы призваны регламентировать человеческую деятельность. Для этого они не только должны навязывать индивиду от имени общества кодекс поведения, но и предоставить ему возможность вписаться в этот кодекс, не входя в противоречие с собственным нравственным законом. Следует иметь в виду, что в культуре в процессе развития формируются новые идеи, опирающиеся на достижения естественных и гуманитарных наук и выражающие новые закономерности взаимодействия природы и общества. Эти положения могут быть опровержением или дополнением ранее добытых знаний, выступать в качестве одной из сторон антиномий по отношению к содержанию ранее господствующих в культуре экологических закономерностей. Антиномии должны быть разрешены, и следствием этого разрешения будут этические принципы, которые мы назвали принципами существования. Они могут изменяться в связи с развитием культуры и являются результатом исследования определенной экологической ситуации. Особое значение для понимания сущности антиномий имеет тот факт, что природе объективно присущи такие свойства, как неопределенность, стохастичность, зафиксированные известными законами квантовой механики, законами генетики, важными положениями в понимании механизмов стабилизации биосферы и гомеостаза живого вещества. Сегодня, существуют данные об удивительной способности биосферы противостоять внешним возмущениям ( принцип Ле-Шательев фундаменте материи), однако в определенных пределах. Все эти закономерности определяют функциональные свойства системы общество-природа: неустойчивость, нелинейность, необратимость, способность к самоорганизации и др., которые отражены в синергетике. Оперируя такими понятиями, как бифуркация, когерентность, хаос и порядок, необходимость и случайность, теория самоорганизации описывает структурный механизм взаимодействия природы и общества.

Понятие экологической этики впервые появляется в западной философии в середине 70-х гг. ХХ в. вслед за известными докладами Римскому клубу в связи с необходимостью осмысления причин и последствий экологического кризиса, а также поиска социально-приемлемых способов его разрешения. Представители этого течения Д. Козловский, Д. Пирс, Т. Кнефир, Я. Тинберген, Х. Ролстон и др. сосредотачиваются на морально-этической проблематике, отмечая глубокий разрыв между экологическим и этическим развитием мира. Значимость этого философского направления прежде всего в том, что оно вышло за границы внешних пределов роста (исчерпаемость природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, рост народонаселения); его представители пришли к выводу, что обсуждение глобальных проблем в отрыве от моральных императивов, этических ценностей, нравственных ориентаций является бесперспективным. Надо сказать, что идеи, которые можно сегодня обозначить понятием экологическая этика, высказывались гораздо раньше. Так, мировоззренческие установки восточных культур включают в себя представления о мире как едином организме, все части которого влияют друг на друга. Например, древние учения Индии основываются на идеи единства Вселенной, где действуют одни и те же законы для всех миров – видимых и невидимых, а космос возникает в результате брачного союза неба и земли. Древняя мудрость стремилась выйти за пределы видимого мира, чтобы узнать причины невидимых явлений. Изучение человека поможет раскрыть истинный смысл и цель его жизни как земной, так и потусторонней, определить его место в мироздании, привести индивидуальную жизнь в гармонию с жизнью Вселенной. Идеал внутреннего единства и гармонии человека и природы выражался принципом: одно во всем и все в одном. Следовательно, мир не воспринимался как дуально разделенный на природный и человеческий, это – целостная система, в которой стремление каждой части должно совпадать со стремлением целого. Человек, включенный в этот мир, должен ощутить мировой ритм, привести свой разум в соответствие с «небесным ритмом», и тогда он сможет постичь природу вещей и услышать «музыку человечества». Таким образом, действия человека должны всегда соответствовать естественным закономерностям природы и служить не только ее сохранению, но и возвеличиванию. Условиями достижения этого идеала в восточных культурах провозглашаются самовоспитание и самоограничение, обеспечивающие адаптацию человека к природному целому.

В основу экологической этики положены знания о биосфере. Каждый индивид должен получать экологическое образование, т. е. знание законов биосферы. Экологическая этика должна регулировать не только отношения отдельного индивида с окружающей его природой, но и отношения целых государств и человечества в целом к биосфере. Экологическая этика должна устанавливать те нормы и правила отношения человека к природе, которые должны будут обеспечить коэволюцию человека и биосферы. Но экологическая этика не должна ограничиваться нормами, регламентирующими отношение человека к природе. Экологическая этика должна стать этикой взаимоотношений между людьми. Анализируя состояние современных мегаполисов, Н.Н. Моисеев находит их неестественными для проживания человека. Мегаполисы обостряют человеческое одиночество, создают практически невозможным нормальное личностное общение. Будучи постоянно окруженным незнакомыми людьми на улице, в общественном транспорте, магазине, индивид чувствует себя потерянным, его психика постоянно находится в напряженном состоянии, оценивая возможность угрозы. Целью экологической этики в данном случае будет формирование представления о Единстве всего человечества и выходящих отсюда норм взаимоотношения.

  1. Необходимо знать законы развития биосферы, и взаимодействие человека с биосферой должно строиться на знании этих законов.
  2. Установление общих правил отношения человека и Природы.
  3. Человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и общества.
  4. Человек должен думать о будущем поколении.
  5. Право наций на расходование ресурсов по количеству населения.
  6. Избегать воздействия на природные циклы круговорота веществ.
  7. Квоты на расходование ресурсов определяются учеными и не зависят от политический обстановки.

Экологическая этика и этика человека должны стать единым целым, пронизывающим всю культуру. В 80-х гг. ХХ в. к идеям экологической этики обращается первый президент Римского клуба А. Печчеи в известной работе «Человеческие качества». Идеи экологической этики он связывает с идеями Нового Гуманизма, способного обеспечить трансформацию человека, совершенствование его человеческих качеств, возвышение, одухотворение внутреннего мира. Чтобы реализовать принципы экологической этики и добиться счастливого сосуществования с природой, следует сконцентрировать свои интересы на стремлении быть, а не иметь. Это позволит жителям планеты обрести цель, но эти задачи, по мнению Печчеи, могут быть решены только в обществе социальной справедливости, модель которого и описывает он в своей работе. Достаточно большой интерес сегодня вызывают материалы Сеульской международной конференции, состоявшейся в 1997 г ., на которой была принята обширная Декларация по экологической этике. В ней отмечалось, что никакого устойчивого развития биосферы, сопоставимого со скоростью развития человечества, быть не может. Основная деятельность людей должна быть направлена не на экстенсивное развитие цивилизации, а на сохранение естественной биоты в невозмущенном состоянии, поскольку именно она обладает свойством восстановления утраченных экосистем. Эта декларация, вслед за А. Печчеи, связывает этические принципы взаимодействия человека с природой, с социальными принципами жизни людей. В Декларации говорится, что сохранить нашу планету сможет лишь сообщество истинно равноправных стран, строящих свое взаимодействие с Землей и взаимоотношения между собой по законам природы, науки, справедливости, сообщество, нацеленное на сохранение и совершенствование человечества. Однако принципы экологической этики не стали достоянием общественного сознания и мысль о том, что экологический кризис есть результат кризиса системы целей, основанных на человеческой эгоцентричности, до сих пор не является доминирующей в понимании данной проблемы. Сложность распространения идей Сеульской декларации состоит и в том, на наш взгляд, что этическая парадигма, провозглашенная ею, предлагает некую модель экологического социализма, которая утопична для современного мира. Она включает идеи социальной справедливости, всеобщего равного права всех людей на безопасную окружающую среду, на достижение личного счастья и благополучия, на достойное качество жизни. Должны уйти безвозвратно войны, бедность, нищета. Такая система, как указывается в документе, является единственной, могущей противостоять экологической катастрофе. Но в мире, где доминируют другие ценности, официально признанные возможным образцом общественных отношений, пропаганда этих идей исключена, даже если они и являются условием выживания человечества. Опираясь на ценные идеи, высказанные по данному вопросу в истории культуры, мы попытаемся с позиций системного подхода, включающего структурную и функциональную характеристику системы, исследовать понятие экологической этики. Мы выделим в этой системе фундаментальные принципы, носящие сущностный характер, и принципы существования, которые могут изменяться в процессе эволюции культуры, и, в конечном итоге, постараемся ответить на вопрос, поставленный в названии статьи: может ли экологическая этика спасти человечество. Для дальнейшего исследования проблемы нам потребуется определение экологической этики.

4. Развитие производственной деятельности вызывает деформацию природной среды.Необходимо противостоять загрязнению природной среды, создать безотходное производство. Но существует закон неустранимости отходов, или побочных воздействий производства ( закон Реймерса). Создание глобального безотходного производства в принципе невозможно вследствие существования закона о развитии системы за счет ее окружающей среды. Такое производство потребует еще большего увеличения нагрузок на среду, хотя локальное безотходное производство существует и может развиваться. Разрешение: экологизация экономики, создание независимой социально-экологической экспертизы, задачей которой будет ограничение степени экологического и социального риска при проектировании, использовании и управлении технологическими процессами. Принцип экологической этики:действенное влияние на государственные, политические, властные институты, ответственные за принятие и претворение в жизнь конкретных экологических решений.