Новая система арбитражных судов

Блог

Арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

Система арбитражных судов в Российской Федерации: понятие, структура, компетенция

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

— экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

— решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

Высший арбитражный суд Российской Федерации: состав, компетенция.

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности;

– принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

Особенности арбитражного судопроизводства:

В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов (третейский суд, международный коммерческий арбитраж).

– большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности;

Система арбитражных судов РФ

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФсР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

– область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве;

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг., предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

Роль арбитражного суда подчеркивается обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность согласно действующему законодательству

Особенности арбитражного судопроизводства:

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве;

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФсР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции.

Новая система арбитражных судов

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споровмежду предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг., предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

Особенности арбитражного судопроизводства:

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг., предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства.

Ма арбитражных судов, ее место в судебной системе рф

Роль арбитражного суда подчеркивается обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность согласно действующему законодательству.

  • Президиум в составе Председателя Суда по интеллектуальным правам, его заместителей, председателей судебных составов и судей, входящих в состав президиума Суда по интеллектуальным правам
  • Судебные коллегии. Их возглавляют председатели — заместители председателя Суда по интеллектуальным правам.
  • Судебные составы. Их возглавляет председатель, избираемый сроком на три года.

Состав арбитражных судов – это их внутреннее устройство.

Суд действует в составе судей, судебных составов президиума:

Проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов первой инстанции.

В РФ действуют следующие арбитражные кассационные суды:

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» перед Арбитражными судами стоят две основные задачи:

На территориях нескольких субъектов РФ может осуществлять правосудие один Арбитражный суд, и, наоборот, на одной территории субъекта РФ может действовать несколько Арбитражных судов.

Проверка судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Пермского края, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

Проверяют законность вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

Данные Арбитражные суды создаются федеральными законами.

Система и состав арбитражных судов в Российской Федерации

Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В России действуют двадцать Арбитражных апелляционных судов, в каждом округе – по две апелляционные инстанции.

Реформа третейских судов продолжается, и на данном ее этапе только четыре постоянно действующих арбитражных учреждения имеют право осуществлять деятельность, связанную с рассмотрением споров. Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ продолжают работу на основании профильного закона. Арбитражные центры при Российском союзе промышленников и предпринимателей и при некоммерческой автономной организации «Институт современного арбитража» получили право осуществлять свою деятельность на основании процедуры, введенной новым законодательством о третейском разбирательстве. Два указанных учреждения получили положительную рекомендацию Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте, после чего им было предоставлено право администрировать арбитраж на основании распоряжения Правительства РФ.

Гальперин рассказал, что некоторые государства Азии, несмотря на либеральное законодательство, в серьезной степени контролируют систему арбитражей, участвуя в формировании третейских центров, их поддержке и определении стратегии деятельности. В России от данного подхода отказались, в частности, государство не собирается навязывать свое видение арбитражей в части, касающейся их специализации по рассмотрению определенных категорий споров. По словам Гальперина, мировой опыт показывает, что разноплановые арбитражные центры общей юрисдикции (по аналогии с МКАС) предоставляют больше гарантий независимости и беспристрастности, чем узкоспециализированные суды.

На состоявшемся в пятницу заседании были рассмотрены три заявки на создание постоянно действующих арбитражных учреждений – от Независимой арбитражной палаты, учрежденной Московским государственным юридическим университетом имени О.Е.Кутафина (МГЮА) и школой права «Статут», Центра энергетического арбитража при Фонде «Право и экономика ТЭК» и от ассоциации «Межрегиональный центр арбитража».

После того, как в 2016 году вступил в силу федеральный закон, давший начало реформе, в профессиональной среде часто выражались опасения за судьбу порядка 2,5 тысяч третейских судов в России. На заседании Совета по совершенствованию третейского разбирательства его секретарь Александра Усачева заявила о том, что по состоянию на 9 ноября в Минюст поступило всего 40 заявлений о создании постоянно действующих арбитражных учреждений от 48 некоммерческих организаций. Где остальные две тысячи негосударственных судов? Исходя из пояснений сотрудников Минюста, для большинства арбитражей вопрос продолжения деятельности неактуален, поскольку они давно перестали работать. Председатель Совета Михаил Гальперин рассказал журналистам, что многие коммерческие арбитражи создавались для рассмотрения нескольких конкретных споров или «на всякий случай».

Согласно докладу Усачевой, большинство поступивших заявок имеют низкое качество, в документах присутствуют многочисленные ошибки и несоответствия. Соискатели, чьи заявки были отклонены, обращаются в государственные суды, однако пока никому не удалось оспорить отказ.

Переходный период реформы третейских судов закончился 1 ноября, все постоянно действующие арбитражные учреждения, кроме четырех вышеперечисленных, в настоящее время не могут осуществлять свою деятельность. Если решения по спору принято после 1 ноября не аккредитованным учреждением, то оно будет недействительными, и на него невозможно будет получить исполнительный лист. Если рассмотрение спора было до 1 ноября поручено рассматривать конкретным составом арбитров (третейских судей), то вынесенное решение будет приниматься арбитражем, образованным по конкретному случаю (ad hoc) с его особенностями. Арбитражные оговорки со ссылками на недействующие учреждения признаются неисполнимыми.

Говоря о роли арбитражей в развитых правопорядках (Англия, Германия, Франция), Гальперин оценил количество рассматриваемых споров в несколько сотен в год. Остальные дела в негосударственных судах были отнесены к внутрикорпоративным спорам и «имитациям третейского разбирательства».

Корреспондент РАПСИ побывал на заседании Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте и посмотрел, как формируется облик новой системы российских арбитражей.

На пути реформ: в России формируется новая система третейских судов

Совет принимает решение по заявкам в закрытом режиме, и пока результаты голосования неизвестны. Всего на рассмотрении Совета находится 14 заявлений, и возможно, немногочисленный перечень постоянно действующих арбитражных учреждений дополнится новыми позициями.

В ходе общения с журналистами председатель Совета Гальперин опроверг пессимистичные оценки о коллапсе системы российских третейских судов. Представитель Минюста не только заявил о многочисленных арбитражах, созданных «на всякий случай» и уже неактивных, но и сослался на статистику. Если бы речь шла о том, что реформа остановила работу множества третейских судов, то логичным было бы предположить взрывной рост нагрузки на оставшиеся арбитражи. По данным Гальперина, этого не произошло, рост количества дел, поступающих в четыре одобренных Советом учреждения, исчисляется считанными процентами. Выступающий с сожалением отметил, что доля третейских судов в рассмотрении гражданских дел в России составляет порядка 1%, и теоретически судебная система РФ могла бы взять эту нагрузку на себя.

Представитель Минюста также затронул тему степени «зарегулированности» деятельности арбитражей новыми положениями законодательства. Как отметил Гальперин, кандидат в арбитры может подтверждать наличие необходимого опыта работы разными способами, в связи с чем доступ в третейские суды для иностранных специалистов не закрыт. Говоря об арбитражах в регионах, председатель Совета заявил, что государство не ставит требование об обязательном наличии третейских судов в субъектах РФ. Вместе с тем, проводимая политика ориентирует имеющиеся суды на развитие территориальной сети в целях обеспечения доступности к арбитражу.

«Мы выступаем за эволюционный путь развития. Мое личное мнение таково, что действующий сейчас разрешительный порядок со временем отпадет, и третейские суды будут жить своей жизнью», — заключил Гальперин. Минюст рассчитывает, что постоянно действующие арбитражные учреждения, которые получили или получат право на осуществление деятельности, будут обладать хорошей репутацией и надежностью, и государственным органам не придется прибегать к крайним мерам и отзывать аккредитацию.

Содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

— между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя;

Чаще всего арбитражные суды рассматривают споры о разногласиях по договору, о ненадлежащем исполнении обязательств, о признании права собственности, о возмещении убытков, о защите чести, достоинства и деловой репутации и др. — экономические (имущественные) споры; о признании недействительными неправомерных актов, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц и государственной регистрации граждан — индивидуальных предпринимателей, дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан — индивидуальных предпринимателей, споры о возврате незаконно списанных сумм в виде налогов, административных штрафов и др. — споры в сфере управления; об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — споры, вытекающие из иных правоотношений.

Новый АПК РФ более четко разграничил подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Если раньше арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали споры, связанные с деятельностью хозяйственных обществ, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, в зависимости от того, кто обращается с иском: если гражданин, то спор рассматривает суд общей юрисдикции, а если гражданин-предприниматель или юридическое лицо, — то арбитражный суд. Поскольку все эти споры являются спорами экономическими, связанными с предпринимательской деятельностью, они переданы именно в арбитражные суды. Аналогичным образом решаются вопросы и в отношении подведомственности дел по спорам с иностранными предпринимателями. Раньше иностранный предприниматель имел возможность выбора: в случае спора с российским предпринимателем он мог обратиться или в суд общей юрисдикции, или в арбитражный суд, что создавало определенные сложности. Сейчас эти споры также разрешаются арбитражными судами.

— следуя принципу арбитрирования, при рассмотрении дел арбитражные суды способствуют разрешению спора самими сторонами, что освобождает арбитражный процесс от ряда формальностей. Арбитрирование предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

Арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов).

Арбитражному суду подведомственны и споры организаций с иностранными инвестициями, если это предусмотрено межгосударственным соглашением или соглашением сторон.

Введение в экономику различных форм собственности обусловило необходимость отказа от государственного арбитража и перехода к судебным процедурам рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В отличие от государственного арбитража арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе таких принципов, как законность, независимость судей арбитражного суда, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, непосредственность судебного разбирательства, диспозитивность и гласность разбирательства.

Арбитражный суд был создан в соответствии с законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «об арбитражном суде».

2. Особенности арбитражного судопроизводства 4

В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон уже возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов, например, третейского суда. Стороны также вправе принять меры к разрешению спора непосредственно сами либо через посредника, выбираемого ими по взаимному согласию.

Особенности деятельности арбитражных судов в РФ

Укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;