Образ порфирия петровича из романа преступление и наказание

Блог

«Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния».

Источник: роман «Преступление и наказание»

Приведем описание Порфирия Петровича: «Лет 35-ти… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать».

Задолго до убийства Родионом Раскольниковым старухи и ее сестры, Порфирий Петрович обратил свое внимание на газетную статью «О преступлении». В статье доказывалось, что человек, более ценный для общества, может убить человека «низшего разряда», если это потребуется и такой поступок может быть оправдан. Статья была анонимный, но дотошный Порфирий Петрович через редактора узнал, что ее автором является студент Раскольников.

«Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять и с улыбкой смотреть на мучителей, — если только веру иль Бога найдет».

Порфирий Петрович — герой романа — Преступление и наказание

+18 #1 Fan 04.08.2010 07:02 Характеристика Порфирия Петровича дана довольно верно — он не ищейка, а в первую очередь тонкий психолог

Постепенно, Порфирий Петрович начинает сочувствовать Раскольникову, уважать его как умного и сильного человека и убеждает его признаться, говоря, что так ему будет легче жить и вновь появиться смысл жизни. Причем Порфирий Петрович хочет чтобы Раскольников не просто понес наказание, но и понял ошибочность своей философии и раскаялся.

target=»_blank»>Подобрать качественные подарки для мужчин у нас

Книги Порфирий Петрович — герой романа «Преступление и наказание»

«Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».

Порфирию Петровичу поручили расследовать дело об убийстве старой ростовщицы и ее сестры Лизаветы. Он не имел явных улик и доказательств, но, тем не менее, понял, что убийца — Раскольников. Споря с ним о природе преступления и о нравственности, пристав выводит Родиона на чистую воду, доводит его до нервного срыва и Раскольников чуть не признается. Всего бесед с Раскольниковым у Порфирия Петровича было три. Но все планы срывает маляр Миколка.

«Вам. давно уже воздух переменить надо. Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте. Миколка-то, может, и прав, что страданья хочет».

«. этак несветский и неизвестный, и к тому же законченный человек, закоченелый человек-с, в семя пошел и…» «. а ведь я следователь, стало быть, слабый человек. « «Кто я? Я поконченный человек, больше ничего.» Порфирий Петрович считает себя человеком с сердцем и совестью:

«Итак, Порфирий сам еще и разъяснял Разумихину, психологически ему разъяснял! Опять свою проклятую психологию подводить начал!» Порфирий Петрович — недоверчивый человек, скептик и циник:

«. Ядовитый характер у меня, каюсь, каюсь. « «. согласен-с, у меня характер язвительный, скверный. « «И странною показалась Разумихину, рядом с этим тихим и грустным лицом, нескрываемая, навязчивая, раздражительная и невежливая язвительность Порфирия.» Иногда Порфирий Петрович ведет себя глупенько и пошло и говорит бессмыслицу, чтобы усыпить бдительность собеседника:

«Я честный человек, Родион Романыч, и свое слово сдержу.» Порфирий Петрович считает себя чувствующим и сочувствующим человеком:

«Это, брат, славный парень, увидишь! Порфирий Петрович — умный мужчина со своим «особенным складом мыслей»:

«Конечно, он не знал еще всех целей Порфирия, не мог постигнуть всех давешних расчетов его. Но часть игры была обнаружена. « Эта психологическая игра мучает и терзает Раскольникова. Иногда он теряет контроль и тогда еще больше выдает себя, компрометирует:

Образ порфирия петровича из романа преступление и наказание

— Он тоже какой-то твой родственник? — Самый дальний какой-то. Возраст Порфирия Петровича — около 35-ти лет. При этом осам себя он называет стариком:

«. доказать, что и я человек с сердцем и совестью. Искренно говорю-с.» Также Порфирий называет себя честным человеком, который держит свое слово (что на деле действительно оказывается правдой):

«..Порфирий Петрович . здешний пристав следственных дел… правовед.» «. а ведь я следователь. « Порфирий Петрович является дальним родственником Разумихина, друга Раскольникова:

«Два месяца спустя Дунечка вышла замуж за Разумихина. Свадьба была грустная и тихая. Из приглашенных был, впрочем, Порфирий Петрович и Зосимов.»

«Зная болезненность его характера и с первого взгляда верно схватив и проникнув его, Порфирий действовал. » (о Порфирии и Раскольникове) «. после этого не Миколке (которого Порфирий наизусть с первого слова и жеста угадал). « Сам себя Порфирий Петрович называет слабым, «законченным», «поконченным», закоченелым человеком:

«Я, знаете, человек холостой. « По мнению Разумихина, Порфирий Петрович — славный парень:

Раскольников получил восемь лет каторги. Соня последовала за ним в Сибирь, где виделась с возлюбленным у ворот острога по праздникам.

Продолжаем дальше рассматривать великое сочинение. Образ Раскольникова дополняется новыми красками. Родион Романович приходит на поминки к Катерине Ивановне, где по вине Лужина случается нелепая ситуация с Сонечкой. Лебезятников и Раскольников спасают невинную девушку, которую оболгал этот неблагородный человек.

Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание

На очередном свидании с Соней он понимает, что любит ее. Это именно та девушка, которая смогла перевернуть его внутренний мир. Родион готов ждать еще семь лет каторги. Теперь ему есть ради кого жить. Благодаря Соне он почувствовал, что словно воскрес. И каторжники начали относиться к нему по-другому. Долго пролежала под подушкой у него книга от Сони – Евангелие. А теперь промелькнула и мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…».

В этой части продолжает складываться образ Раскольникова. Он безумно боится, что его заподозрят, и тщательно скрывает улики. Его не интересуют украденные деньги. Родион ненавидит все вокруг и раздражен тем, что на такое гадкое и подлое дело пошел сознательно.

В этой части, которая состоит из семи глав, мы знакомимся с главным персонажем. В самом начале произведения автор описывает внешние характеристики Родиона Романовича. Он хорош собою, тонок и строен, темно-рус, его рост выше среднего, у него прекрасные темные глаза. И тут же акцент делается на чрезмерно бедственное положение. Достоевский пишет, что Родион одет в абсолютные лохмотья, в которых другому человеку было бы очень стыдно ходить по улице.

Соня неспроста появилась в жизни Родиона. Именно она убедила его прийти с повинной. Раскольников приходит в участок и приводит всех в изумление своим чистосердечным признанием.

Он ведет себя с девушкой очень грубо, но постепенно привыкает к ее посещениям. Родион заболевает от уязвленной гордости. Преступник винит себя в том, что сознался. Раскольников неоднократно задает себе вопрос о том, почему не покончил с собой, как Свидригайлов. Родион чуть не умер от рук каторжников. Но не судьба была ему покидать этот мир. Его ждало воскрешение.

По возвращении домой Родион снова ослабевает. Он понимает, что совесть не позволяет ему забыть об убийстве. Раскольников решает, что сам является «вошью». Все эти мысли и чувства дополняют образ Родиона Раскольникова.

Раскольников встречается с матерью и сестрой. На первый взгляд может показаться, что он холоден и чрезмерно жесток с ними. Однако мысли о содеянном преступлении ни на секунду не покидают его. Он настолько мучается и начинает себя ненавидеть, что ему невыносимо находиться со своими «чистыми» и «светлыми» родственниками. Поэтому образ Раскольникова (сочинение излагается сквозь призму всех глав) — очень сложный и внутренне противоречивый.

В этой части происходит разговор со следователем Порфирием Петровичем, в котором раскрывается теория Раскольникова. Он пытается доказать, что ради чего-то великого могут быть совершены любые жертвы. По его мнению, люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Первым он дает такое определение: «вошь», или «тварь дрожащая». Вторых он сравнивает с Наполеоном.

Раздавленного лошадьми Мармеладова видит Родион Раскольников. Образ его раскрывается с еще одной стороны. Это добрый и не жадный человек. Он готов отдать последнее, чтобы помочь семье покойника, с которым был едва знаком. Родион – не верующий человек, но сейчас он просит Соню помолиться за него.

В этой части образ Родиона Раскольникова обретает новые грани. Он всеми силами борется за честь и достоинство сестры. Несмотря на протесты, он добивается своего, и выводит Лужина на чистую воду. Он рад, что у матери и Дуни открываются глаза на этого мерзкого человека, которого он сразу распознал.

Порфирий говорит о самоубийстве как о возможном шаге Раскольникова. Из этого следует, что следователь не верит в будущее возрождение Родиона, в воскрешение Лазаря. А ведь самоубийство в христианстве – страшный, непростительный грех. Порфирий Петрович нарочно бросает в душу Раскольникова бесовскую мысль.

Однако, воспевая мощь интеллекта следователя, литературоведы забывают о тексте. При первой встрече Родиона Раскольникова и Порфирия, следователь описывается так: «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском… Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всей фигурой…” Судя по внешности, Порфирий – человек деловой, деятельный, типичный чиновник второй половины ХIХ века в России. Он не щепетилен к своему внешнему виду и не так уж щегольски-элегантно одет. Есть очень важная деталь в портрете Порфирия, на которой делает особый акцент писатель, — глаза. У Порфирия они «с … жидким водянистым блеском”, невыразительные, словно пустые, и лицо «цвета больного, темно-желтого”, словно копия изжелта-серой гаммы Петербурга. Нравственно больной Петербург не мог не отразиться в образе жителя каменного города. Эта семантика «царственно столичного, порфироносного и, одновременно, каменного, холодного Петербурга” выражена в имени героя – Порфирий Петрович. Он человек непреклонный, ведомый только юридически рациональной, прямолинейной идеей преступления, требующего наказания.

Совершает ли Порфирий Петрович преступление или его образ предстает идеальным, как полагают некоторые ученые. Для этого нужно сопоставить поступки и слова Порфирия Петровича с принятыми в религиозном сознании идеями сострадания и любви к ближнему.

В научной статье Т.В. Миджиферджяна Порфирий Петрович предстает талантливым следователем, тем, кто выводит Раскольникова на чистую воду, а еще является человеком независимым, самостоятельной и самодостаточной личностью. Сила ума Порфирия Петровича действительно поражает, он наделен ироничным взглядом на жизнь, именно ирония, едкая мысль лишает теорию Раскольникова всякой ценности. Порфирий умеет анализировать информацию, продумывать все логические ходы, создавать логические цепочки, он внимателен к действительности. Ко всему прочему, герой является тонким и искусным психологом. «Он одно дело, прошлого года, такое об убийстве разыскал, в котором почти все следы были потеряны!”, – восторженно говорят о нем.

Священник как лицо духовное, божий слуга должен быть гуманным человеком, исполненным самых искренних чувств. Таков ли Порфирий? Он циничен, язвителен, изворотлив, лукав. Да, он признает мораль, готов ее защищать, но, судите сами, назовешь ли гуманистом того, кто беспардонно глумиться над святыней – человеком, человеческой душой, его свободой? Священник ведет человека к Господу, к Иисусу, дает наставление и напутствие. Порфирий же Петрович не может быть настоящим душепопечителем. Он, казалось бы, убеждает: «Ну, и найди [веру в бога] и будете жить. Страдание тоже дело хорошее. Пострадаете. Миколка-то, может и прав, что страдания хочет. Знаю, что не веруете, — а вы лукаво не мудрствуйте; отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь – прямо на берег вынесет и на ноги поставит”. Эти слова содержат долю истины, однако лишены глубокой искренности, душевного участия, а главное, их искренность поставлена под вопрос вечным стремлением Порфирия иронизировать.

Неоспорим тот факт, что даже при смене культурных эпох книги великих писателей оказываются в зоне повышенного интереса литературоведов, критиков, людей самых разных склонностей и профессий. Роман Достоевского – одна из подобных книг. И хотя «Преступление и наказание” исследовалось сотнями опытных литературоведов, на него писались оригинальные критические отзывы, по мотивам романа ставили кинофильмы – все равно произведение остается не прочитанным до конца. Некоторые содержательные нюансы и художественные образы до сих пор не попадали в поле зрения ученых. Как правило, учеными поднимается вопрос о преступлении и наказании Раскольникова, Сони, ее отца — Мармеладова, но о преступлении Порфирия Петровича, следователя, речь не идет.

Вонзить в совесть Раскольникова кинжал посильнее да поглубже – та цель, которую ставит перед собой и успешно добивается Порфирий Петрович. Он умело подбирает самые подходящие слова, чтобы указать Родиону на аморальность его теории и поступка, но делает он это хитро: не рубит с плеча, не говорит открыто в лицо, а все как-то ходит вокруг да около. Говорит о молодежи, например, а подразумевает Раскольникова: «Ведь это больное, да худое, а раздраженное! А желчи-то, желчи-то в них во всех сколько!” Или твердит о разыскиваемом преступнике: » Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит”.

Следователь не чурается использования жестких психологических уловок. То он задает провокационные вопросы, как, например, не считал ли Раскольников себя одним из «необыкновенных”, сочиняя газетную статью, то вдруг нежданно-негаданно преподносит Родиону «сюрпризик” — исступленного, доведенного до нервного срыва Миколку, то появляется совершенно необычным образом в доме Раскольникова. Все эти действия совершаются ради единой цели – одержать верх над преступником, властвовать над мыслями Раскольникова и его душевными переживаниями. Уж не демоническая ли это одержимость властью?!

О Порфирии Разумихин говорит так: «Это, брат, славный парень, увидишь! Неуклюж немного, то есть он человек светский … Малый умный, умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный. Недоверчив, скептик, циник … надувать любит, то есть не надувать, а дурачить”. Из слов Разумихина следует, что Порфирий Петрович имеет своеобразный характер и отличается необычным мастерством в том, чтобы «надувать”, «дурачить”, иначе — увлекать преступника в логические тупики. Уловками он подводит и Раскольникова к выбору дальнейших действий, Порфирий становится обличителем, и даже, как полагают ученые, спасителем личности Родиона, только он один не преступает в художественном мире романа запретной черты, он герой, несомненно, положительный, но, так как живет только рацио, только логикой, оказывается выключен из потока живой жизни. Поскольку все герои Достоевского противоречивые, неоднозначные натуры, то в мыслях исследователей есть доля истины, но образ следователя гораздо сложнее: он наделен отрицательными чертами, Порфирий тоже преступает. И его преступление сопоставимо с тем, что совершает Раскольников, Порфирий тоже, своего рода, убийца. Аргументируем мысль. В одном из своих писем Достоевский писал о романе: «Это психологический отчет одного преступления”. Писатель хотел изобразить тот нравственный суд, который вершится над Раскольниковым. Наказание убийцы, по мысли Достоевского, проявляется в душевном томлении, моральном метании из угла в угол. Композиция, сюжет романа таковы, что Раскольников непременно должен сталкиваться с самыми необычными обстоятельствами и людьми, дабы ощутить всю горечь вины, понять несостоятельность своей теории, пройти все круги ада и найти, наконец, внутреннее очищение и возрождение. И вся острота этих душевных переживаний так отчетливо не обозначилась бы, если бы в романе не фигурировал образ Порфирия Петровича.

— Славная вещь, славная вещь… – повторял Порфирий Петрович, как будто задумавшись о чем-то совсем другом… Это глупенькое повторение …противоречило с серьезным, мыслящим и загадочным взглядом”.

Преступление Порфирия Петровича – это истязание человеческой души. Следователь встречается с Раскольниковым три раза, однако эти встречи становятся для Родиона хуже геенны огненной. Каждая очередная встреча Порфирия Петровича с Раскольниковым начинается с бытовой и пустяшной беседы. Но, несмотря на всю эмоциональность и фамильярность, с которыми обычно разговаривает Порфирий, этого человека трудно называть «своим”. Что-то опасное, угрожающее таится в нем; каждое новое слово, каждый его новый шаг и мысль – непредсказуемы. Так, при первой встрече с Родионом Порфирий ненароком упоминает о статье Раскольникова «О преступлениях”. В этом нет, казалось бы, ничего необычного, наводящего подозрения: просто-напросто интеллигентный и уважающий человек интересуется делами своего гостя, лестно отзывается о статье: «…имел удовольствие прочесть”, желает поделиться своими мыслями. Но у Порфирия Петрович нет ничего «простого” и «случайного”. Такой зачин важен для того, чтобы гость почувствовал себя комфортно – тогда только сработает ловушка следователя. Подобное повторяется при всех трех встречах, хотя это начинает выглядеть неестественным и фальшивым. Вот отрывок из текста:

Порфирий всем своим существом доказывает, что для него нет никаких загадок, и подчеркивает: преступнику не выбраться из его цепких рук. «Да пусть, пусть его погуляет, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!” По его убеждению, Раскольников обречен, и нет ему другой дороги, кроме как дороги на каторгу. «Мужик убежит, модный сектант убежит… А вы ведь вашей теории больше не верите – с чем убежите? Убежите и сами воротитесь”. Из сказанных слов можно понять следующее: Порфирий Петрович чувствует себя совершенно всевидящим и имеющим неограниченною власть над измученной душой Родиона Раскольникова.