Оспаривание предостережения прокурора

Блог

Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Чекрий Л.М.

Представление должностных лиц органов прокуратуры подлежит обжалованию в порядке гражданского судопроизводства, то есть вы должны подать в суд заявление о признании представления прокурора недействительным. Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути при решении Ваших юридических вопросов . Шаг — 1 Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 17.

Для многих граждан РФ обращение в прокуратуру является спасительным решением. Нередко права и интересы россиян ущемляются или нарушаются со стороны должностных лиц, представителей органов власти, государственных учреждений и организаций.

Одним из документов, которые выносит по жалобе граждан и юридических лиц на нарушения закона (акт прокурорского реагирования), является представление прокурора, основанное на результатах рассмотренных материалов прокурорской проверки.

Эта государственная структура выполняет надзорные функции за соблюдением законности и правопорядка во всех отраслях.

24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вносит должностному лицу, уполномоченному устранять нарушения, о имеющих место нарушениях, данное подлежит немедленному рассмотрению. Это значит, что в течение месяца с момента внесения, вы обязаны предпринять конкретные меры в целях устранения имеющихся нарушений закона и сообщить об этом в письменной форме прокурору.

254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

при секретаре Акуловой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Оспаривание представления прокурора

«Санкт-Петербургский издательско-полиграфический техникум»

О том, как оспорить представление, расскажем в настоящей статье. П. 1 ст. 24 закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-I требует вносить представление об устранении нарушения законодательства совершившему таковое должностному лицу в соответствующий орган.

Обжалование противоправных действий можно провести в отделении прокуратуры.

При этом действующее законодательство не предусматривает специального порядка обжалования представлений прокурора.

Вместе с тем из ч. 1 ст. 3 и ст. 245 ГПК РФ следует , что заинтересованное лицо вправе в порядке , установленном законодательством о гражданском судопроизводстве , обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав , свобод или законных интересов , в том числе и путем оспаривания решений и действий ( бездействия) органов государственной власти , органов местного самоуправления , должностных лиц , государственных и муниципальных служащих.

Если лицо не воспользовалось указанной процедурой защиты своих нарушенных прав и по факту неисполнения представления прокурора возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ , то обязанность доказывания правомерности требований , изложенных в представлении , лежит на прокуроре , а суду необходимо исследовать вопрос о законности и обоснованности внесенного представления , поскольку ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора.

Представление прокуратуры об устранении нарушений закона

Прокуратурой 17.04.2015 в отношении юридического лица вынесено представление об устранении нарушений закона. С указанным представлением юридическое лицо не согласно. Вопрос:Действие юридического лица? Возможно ли данный документ оспорить в суде как заявление об оспаривании ненормативного акта? Возможно ли приостановить действие данного представления до разрешения в суде вопроса о законности? Прошу ответы обосновать со ссылкой на нормы закона и суд.практику.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона № 2202−1 — В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона , их причин и условий , им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Представления ( предостережения) прокурора не обжалуются. НО , возможность такого обжалования допустима. Вы вправе обратиться в суд с заявлением о признании действий прокурора ( представления) незаконным в порядке , предусмотренном гл. 25 ГПК РФ , а суд должен рассматривает такое заявление по существу , оснований для отказа в принятии такого заявления ст. 134 ГПК РФ не содержит.

Оценка законности требований , содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления ( признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по ст. 17.7. КоАП Р. Ф. Обратим внимание , что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления должен доказывать в суде прокурор.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям , действиям ( бездействию) органов государственной власти , органов местного самоуправления , должностных лиц , государственных или муниципальных служащих , которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства , относятся те решения , действия ( бездействие), в результате которых:

Прокуратура , если следовать букве Федерального закона от 17.01.1992 № 2202−1, действительно не определяется там как орган государственной власти, а как единая федеральная централизованная система органов. Но гл. 24 АПК предусматривает возможность оспаривания актов не только органов государственной власти , а государственных органов как таковых.

Представление есть не что иное , как мнение юриста- прокурора , а мнения не могут нарушать прав и законных интересов. Вот когда вопрос ставится о привлечении к административной ответственности , тогда идет обжалование.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона № 2202−1 прокурор вносит должностному лицу , уполномоченному устранять нарушения , представление о имеющих место нарушениях , данное представление подлежит немедленному рассмотрению. Это значит , что в течение месяца с момента внесения представления , вы обязаны предпринять конкретные меры в целях устранения имеющихся нарушений закона и сообщить об этом в письменной форме прокурору.

Обжаловать представление прокурора можно и в ведомственном порядке. Для обжалования в ведомственном порядке вы должны обратиться к вышестоящему прокурору ( например , если представление было вынесено прокурором города/района , то в областную прокуратуру). Заявление Вы составляете в произвольной форме с указанием куда обращаетесь , своих контактных данных и со ссылкой на представление , которое обжалуете. Для обжалования в судебном порядке — обратитесь в суд с заявлением о признании незаконным действий/бездействия прокурора и признании представления незаконным. Форма такого заявления должна соответствовать нормам процессуального кодекса. Обжаловать Вы можете в случае , если представление прокурора не соответствует закону и нарушает Ваши права и законные интересы.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 20 июня 2013 г. по делу N 33-7216/13 по тем же основаниям отказано в удовлетворении апелляционной жалобы начальника управления Пенсионного фонда РФ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам Республики Татарстан на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании представления Чистопольского городского прокурора Республики Татарстан об устранении нарушений законодательства.

The legality of recourse against a plea submitted by the public prosecutor

В последнее время все чаще поднадзорные органы обращаются в суд с заявлением о признании представления прокурора незаконным, нарушающим права и свободы, поскольку, по их мнению, этот акт прокурорского реагирования неправомерно возлагает на них обязанность по устранению выявленных нарушений в месячный срок.

Законность оспаривания представления прокурора

Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам разъяснено, что, исходя из положений ст. 258 ГПК, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

ЗАКОННОСТЬ ОСПАРИВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРА

К примеру, в ходе проведенной в июне 2013 г. прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проверки соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере в деятельности ООО «Ваш дом» выявлены нарушения в части неправомерного включения в структуру платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов расходов на оплату налоговых платежей этой организации. По результатам проведенной проверки в адрес руководителя ООО «Ваш дом» внесено представление об устранении этих нарушений и недопущении их впредь. В установленный законом срок для рассмотрения представления в прокуратуру округа поступил ответ, согласно которому нарушений действующего законодательства в действиях должностных лиц ООО «Ваш дом» нет, в связи с чем нет и оснований для принятия мер к их устранению. Прокурор округа в отношении ООО «Ваш дом» вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП. Постановлением Ленинского районного суда г. Омска от 13 сентября 2013 г. указанное юридическое лицо привлечено к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора в виде штрафа в размере 50000 руб.

In article we are going to represent aspects of inconsistent practice of representation contest of the prosecutor in a judicial order, also the question of necessary of corresponding introduction changes in the Federal law «About prosecutor’s office of the Russian Federation» for uniform interpretation of the courts of provisions specified standardly the legal act.

— требования прокурора, изложенные в представлении, обязательны для исполнения лицами, в адрес которых оно внесено, поскольку в случае их неисполнения прокурор вправе вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП, либо обратиться в суд, в связи с чем только представление прокурора, не основанное на законе, прямым образом нарушает права и законные интересы указанных лиц.

Ключевые слова: прокурор, акты прокурорского реагирования, представление прокурора, судебный порядок обжалования, суд, нарушения закона.

Ершова Валентина Александровна, помощник прокурора Ленинского административного округа г. Омска, юрист 2 класса.

Так, в соответствии с первым подходом складывается судебная практика в Республике Бурятия, Приморском крае, Челябинской области, Республике Татарстан и других регионах РФ.

В период рассмотрения административного дела ООО «Ваш дом» обратилось в Ленинский районный суд г. Омска с заявлением о признании представления прокурора Ленинского административного округа г. Омска незаконным. Решением Ленинского районного суда г. Омска от 11 сентября 2013 г. N 2-5065/13 в удовлетворении требований заявителя отказано, представление прокурора признано законным и обоснованным.

Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.№ 31-ФЗ ≪О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»≫ восстановлено право прокуроров объявлять предостережение о недопустимости нарушения закона, которыми они ранее обладали в соответствии с Законом о прокуратуре СССР (п. 7ст. 23)1. В связи с этим можно говорить о серьезном пополнении арсенала правовых средств прокурора, направленных на предупреждение правонарушений, в том числе и преступлений. Согласно ст. 251 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Таким образом, законодатель совершенно определенно высказался в том, что: во-первых, правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;

Оспаривание предостережения прокурора

Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствующих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут прекращены. Поэтому предостережение правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.

в-третьих, оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;

Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся совершить единоличные противоправные действия (бездействие), не влекущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или общественным интересам.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Продолжение противоправной деятельности либо совершение нового правонарушения после применения к должностному лицу предостережения должно влечь за собой более строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рассматривать как обстоятельства отягчающие наказание. Ведь должностное лицо, игнорируя требования прокурора как официального представителя федерального надзорного органа, продолжило совершение противоправных действий. Поэтому было бы целесообразно включить в ст. 63 УК РФ самостоятельный пункт ≪Совершение преступления лицом, к которому в течении года объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона≫. Соответствующим пунктом можно было бы дополнить ст. 4.3 ≪Обстоятельства, отягчающие наказание за административное правонарушение≫ Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представляется, что предостережение о недопустимости нарушения закона следовало бы применять и к руководителям коммерческих организаций (управляющим, директорам, председателям и их заместителям). В связи с этим было бы разумным внести соответствующие дополнения в ст. 251 Закона о прокуратуре. На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закона следует оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления).

в-пятых, предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений. Иными словами, положения ст. 251 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию.

в-четвертых, предостережение объявляется только в письменной форме;

во-вторых, предостережение объявляется только должностным лицам;

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. или в подготовительных действиях, например в даче распоряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям. Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопущению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причинением вреда публичному и личному (частному) интересу. Подытоживая сказанное, нельзя не прийти к выводу, что готовящиеся противоправные деяния — это в подавляющем большинстве уже совершенные или совершаемые, но пока еще не представляющие большой общественной опасности правонарушения (нарушения законов), которые, не будучи пресеченными, могут перерасти в более опасные нарушения законов, не исключая и преступления. Поэтому основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

Хорошие результаты в плане предупреждения нарушений законов достигаются тогда, когда вся законоохранная деятельность прокуратуры протекает в условиях гласности. Существенную роль в этом играет информация о состоянии исполнения законов и принимаемых прокуратурой мерах по устранению и предупреждению нарушений законов, направляемые в органы представительной и исполнительной власти.

С этим никто и не спорит! Речь о том, что в случае неисполнения представления прокурора, он также может обратиться в суд с заявлением о понуждении совершения каких-либо действий. То есть, само по себе неисполнение представления об устранении нарушений закона не может повлечь негативных правовых последствий, в то время как неисполнение требования, может повлечь только административную ответственность. Представление и требование — это не одно и то же. Представление — акт прокурорского реагирования, который составляется только в письменной форме и в определенных случаях. Требование это действие, направленное на получение информации, сведений, пресечение действий, и может носить устный характер.

Ваше предложение увидит ТОЛЬКО автор вопроса.

Только вот непонятно как быть при таком обжаловании со ст.5 ФЗ «О прокуратуре», особенно, если суд, так сказать, вмешается и признает прокурорское реагирование неправильным?

Представление прокурора носит исключительно рекомендательный характер. В случае его неисполнения прокурор, при наличии оснований, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением о понуждении выполнить какие-либо действия о которых ранее указывал в представлении. При этом не факт, что суд удовлетворит указанное заявление.

Обжалование представления прокурора

Предложите автору вопроса свою помощь в решении его вопроса.

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Обратите внимание и на ч. 2 ст. 256 ГПК РФ: пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Когда пользователь одобрит Вашу заявку, Вы сможете продолжить работу с Делом пользователя в специальном рабочем кабинете, приглашать коллег для совместной работы с Делом, обмениваться документами и т.д.

Ст. 256 ГПК РФ в совокупности с нормой ст. 254 ГПК РФ устанавливает сроки для подачи заявления — 3 месяца со дня, когда лицу (гражданину или организации) стало известно о нарушении его прав и свобод.

Тогда, согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К сожалению, Вы исчерпали лимит активных заявок.

Поделитесь публикацией в соц.сетях, пригласите друзей и коллег к дискуссии