Пособия по научному стилю речи

Блог

Пособие состоит из 4 тем, которые снабжены лексико-грамматическими заданиями, тестами, контролирующими понимание текстов, и ключами к ним.

Учебное пособие предназначено для иностранных студентов продвинутого этапа, обучающихся в различных вузах России.

Пособие по научному стилю речи для студентов-иностранцев. Часть III. Химия. — СПб.: Аббасова, 3. Б. Изд-во СПХФА, 2009- — 96 с.

Данное учебное пособие направлено на обучение чтению и воспро­изведению текстов по ботанике, а также на активизацию конструкций на­учного стиля речи. Состоит из 5 тем, которые снабжены лексико-грамматическими заданиями, тестами, контролирующими понимание текстов. Имеется раздел «Знаете ли вы. », содержащий интересную информацию об ученых, об открытиях в области ботаники. Приводятся различные по­словицы, поговорки и загадки но темам.

Имеется раздел «Выдающиеся учёные микробиологи». В конце пособия даётся грамматический справочник, необходимый для чтения и понимания научных текстов.

В конце каждой темы предлагаются рубрики «Не­много юмора» и «Пословицы и поговорки». Имеется раз­дел «Выдающиеся ученые физиологи-лауреаты Нобе­левской премии».

Предназначено для иностранных студентов I —И курсов, обучающихся в медицинских и фармацевтиче­ских вузах.

Предназначено для иностранных студентов I —II курсов в вузах меди­ко-биологического и естественно-научного профиля.

Предназначено для иностранных студентов, обу­чающихся в вузах медико-биологического и есте­ственнонаучного профиля.

Пособие по научному стилю речи для студентов-иностранцев. Часть II. Физио­логия. / З.Б. Аббасова, К.М. Снежко . — СПб.: Изд-во СПХФА, 2008.- 124 с.

Данное учебное пособие направлено на обучение чтению и воспроизведению текстов по физиологии, а также на активизацию конструкций научного сти­ля речи. Пособие состоит из 5 тем, которые снабжены лексико-грамматическими заданиями, тестами, кон­тролирующими понимание текстов, и ключами к ним.

/З.Б. Аббасова, Н.В. Потявина. – СПб.: Изд-во СПХФА, 2014. – с.58.

Мы обращаем внимание учащихся на определенные правила функционирования научного стиля, например, на употребление формы первого лица множественного числа глаголов, которые используются при описании опытов (поставим, рассмотрим, установим, поместим и т.д.)

Практическая направленность пособия предполагает обучение владению русским языком в четырех видах речевой деятельности, которая подразделяется на рецептивную (аудирование и чтение) и продуктивную (говорение и письмо). Обучение аудированию, формирование слухопроизносительных навыков – важная задача при обучении школьников, для которых русский язык неродной, им нужно слышать и понимать, что учитель говорит на уроке, что отвечают одноклассники. Поэтому небольшая работа над этим аспектом тоже включена в предтекстовые задания.

Как показали результаты экспериментального обучения, предложенная системы заданий эффективна, так как учитывает и принципы сознательного усвоения материала и бессознательного, происходящего во время многократного повторения лексико-грамматических конструкций и информации текста урока.

Также перед текстом мы обращаем внимание на грамматические конструкции, характерные для научного стиля речи, к каждой грамматической конструкции даны примеры, которые затем учащийся встретит в тексте. Затем, в ходе чтения текста учащимся предлагается найти эти конструкции в тексте и привести свои примеры их употребления.

Выполнение послетекстовых заданий направлены на контроль усвоения лексики и грамматики урока и понимание предметного содержания предложенной в уроке темы. В заданиях “вставить пропущенные слова, предлоги, глаголы”, как правило, используются те лексические единицы, которые встречались в предтекстовых заданиях. Необходимость употребить правильную грамматическую форму вставляемых слов контролирует усвоение грамматических конструкций, усвоение предложно-падежной системы русского языка и глагольного управления. Также, на наш взгляд, полезными являются задания определить основу предложения, объяснить, чем выражены подлежащее, сказуемое, дополнение (это особенно важно в предложениях, где формы именительного и винительного падежей существительного совпадают, и учащимся трудно понять смысл предложения).

Трудность представляют задание на определение верной или неверной информации, наличие в прочитанном тексте данной информации. Также трудным бывает задание, требующее правильного выбора лексической единицы из ряда паронимов. Но следует отметить, что эти задания формируют навыки работы с текстом, внимание, память, логическое мышление. Эти навыки необходимы не только для работы с научно-популярным текстом, но и для успешной учебы и жизни.

Разработка пособий по научному стилю определенного школьного предмета пропедевтического характера требует многоаспектной подготовки преподавателей и тесного сотрудничества между школой и вузом. С одной стороны, вузовские преподаватели должны владеть методикой преподавания РКИ и РКН, знать специфику научного стиля, особенности преподавания предметов технического и естественно-научного профиля. Такую профессиональную подготовку имеют, как правило, преподаватели РКИ в технических вузах, в частности, на кафедре русского языка РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. С другой стороны, для создания пропедевтических курсов необходимо знание особенностей преподавания школьных дисциплин, в частности физики, химии, географии и т.д., что находится в профессиональной компетенции школьных учителей-предметников. Тесное сотрудничество между школой и вузом в контексте данной работы необходимо, иначе невозможно достичь положительного результата. Согласование планирования пропедевтического курса и школьного учебника, отбор материала, апробирование пособия, обратная связь – условия продуктивного сотрудничества. Школа – вуз — современный тренд, только такой симбиоз позволит соединить теорию с практикой, поможет понять общие проблемы и выработать стратегию и тактику совместных действий.

Апробация проводилась в группе учащихся из Вьетнама и Таджикистана. При анкетировании ученики отметили, что уроки по научному стилю речи помогают им лучше понимать учебный материал на уроках физики, а также писать контрольные работы по физике.

Каждый урок имеет от десяти до пятнадцати заданий, которые можно разделить на предтекстовые и послетекстовые. Центральное место каждого урока занимает научно-популярный текст, сокращенный и адаптированный для чтения учащихся, для которых русский не является родным языком.

В пособии использован методический принцип концентрического повторения лингвистического материала. По мере усложнения изучаемого материала по предмету (физике) усложняются и расширяются ранее изученные на более простом языковом материале грамматические темы, с каждым уроком вводится новая лексика и повторяется лексика, изученная на первых уроках. Таким образом, обеспечивается повторение и закрепление всего пройденного языкового материала.

Модуль по научному стилю речи для детей-инофонов, обучающихся в русской школе

В соответствии с поурочным планированием в пособие входит 29 уроков, из них 4 контрольные работы. Каждый урок пособия охватывает один или несколько параграфов учебника. Например, параграф 1 “Наблюдения и опыты” включает в себя с первого по шестой параграфы учебника. Такое, на первый взгляд крупное, объединение объясняется повторяющимися грамматическими конструкциями, общей лексикой, небольшими по объему текстами вводных уроков. Параграф 24 пособия “Механическая работа” включает в себя только один урок учебника. Сложный лексико-грамматический материал, физические формулы, определения не позволяют объединить данный урок с другими уроками.

Кафедра русского языка РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина стоит у истоков нового направления «Мигранты – школа – вуз»: на кафедре открыта площадка по работе с мигрантами, на кафедре обучают русскому языку иностранных студентов, будущих специалистов технического профиля, преподаватели кафедры тесно сотрудничают со школами.

Жанры учебно — научной речи: ответы, сообщение, рассуждения, пояснение.

Слова используются однозначные в прямом значении, фразы с применением терминологии.

Написание научного или другого вида речи подразумевает под собой применение неодинаковых способов изложения информации. Самыми распространенными считаются следующие способы:

Пособия по научному стилю речи

  • Научный. Этот стиль предназначен для ученых и узко профильных специалистов. В него входит доклад, статьи, диссертации. Его цель состоит в нахождении, представлении новых знаний или открытий.
  • Научно — популярный. Научно — популярный стиль включает в себя учебные лекции, очерки или статьи. Аудитория этого стиля не обладает специальными знаниями. Он пишется общедоступным языком, имеет художественный окрас. Цель научно — популярного стиля заключается в знакомстве аудитории с научными явлениями, фактами. Использование специальных терминов и цифр минимально.
  • Учебно — научный. Учебно — научные стилевые жанры включают в себя многопрофильные учебные материалы, методички, конспекты, книги необходимые для эффективного изучения предмета. Он адресован студентам и ученикам. Главная цель заключается в обучении новым знаниям и материалам. В учебно — научном стиле используются специальные термины и определения.

Для придания тексту обобщенного вида используются именные сказуемые в несовершенном виде. Они могут быть в будущем времени. Личные местоимения зависят от самого научного текста, в основном применяются в 3 лице.

«Графика — вид изобразительных пространственных (пластических) искусств; связанный с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносится на лист бумаги, иногда картона; различают станковую и книжную графику».

Любая форма и вид речи имеет свои характерные признаки и свойства. Признаки научного стиля:

Пример: «Аксиома — это математический термин, а меридиана — географический»

Язык науки в качестве главного средства выражения подразумевает понятие. Оно помогает обозначить не конкретный предмет, а образ или действие. Понятие показывает содержание терминов, является одним из главных элементов научного стиля.

Различают две формы выражения научной речи: устная и письменная.

Сложные предложения помогают яснее показать значение слова, связать между собой термины, причины, следствие. Синтаксис научного стиля определяется обобщенным и однородным элементом речи. В тексте используются составные подчиненные предложения, сложные союзы и наречия. Примеры синтаксического предложения можно найти в научных энциклопедиях или учебниках.

Б Лингвистические. Для этого вида характерна объективность и безэмоциональные средства выражения. Узкоспециализированная сфера общения несет ряд морфологических особенностей. Лингвистические средства научного стиля отличаются от других видов своей отвлеченностью, обобщением в речи, степенью повторений. Для экономичного использования лексических средств, в речи применяют укороченные фразы.

Настоящее пособие представляет собой сборник текстов для чтения, составленных на базе русских народных сказок, а также заданий после текстов, выполнение которых поможет учащимся обратить внимание на языковые средства, делающие нашу речь более выразительной, образной, меткой.

Учебник предназначен для среднего этапа обучения русскому языку как иностранному. Он может быть использован в качестве основного учебного материала в стационарных формах обучения, а также может быть рекомендован изучающим русский язык самостоятельно.

Классификация фразеологизмов по происхождению.

Учебное пособие подготовлено для занятий по дисциплине «Русский язык как иностранный: профессиональная сфера (технический профиль)» на продвинутом этапе обучения.

2. Основной курс: Уровень коммуникативной насыщенности и профессиональной достаточности.

В пособии собрано около ста небольших по объему текстов с упражнениями. Тексты аутентичны, занимательны и просты. К чтению книги можно приступать уже с первых дней изучения русского языка. Читатель найдет здесь сведения о культуре и трад.

Русский язык как иностранный

Учебник является основой Учебного комплекса для студентов-иностранцев естественных и технических специально.

Классический учебник для изучающих русский язык как иностранный (для англоговорящих). В особых комментариях не нуждается.

Учебное пособие для иностранцев, начинающих изучать русский язык, может быть использовано на этапе речевой адаптации для студентов, бизнесменов, приехавших в Россию. Курс рассчитан на 100-110.

Учебное пособие для чтения и тренировки коммуниктивных навыков на русском языке для иностранцев (пороговый и постпороговый уровень).

Учебное пособие по обучению письменной речи на материале текстов экономического профиля.

Методические указания предназначены для иностранных студентов

Тема 3

Выберите из текста Д. Лихачева текст для реферата. При написании реферата используйте мате­риалы для справок.

Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. / Р. П. Рогож­никова, Т. С. Карская. — М.: Дрофа, 2005. — 828, [4] с: ил.

Послание, адресованное декабристам, насыщено пафосом веры и любви к тем, кто вынужден пребывать в «каторжных норах». Пушкин не скрывает своей духовной связи с декабристским движением. Он поет «прежние гимны», открыто сочувствуя рыцарям 14 декабря. Стихо­творение исполнено уверенности в торжество свободы и правды. Ненависть к тирании, преданность делу свободы и юношеским идеалам, поэтизация участников освободи­тельного движения звучат в каждой строке поэта.

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главныйтезис — утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы(доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации— примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

3. Поведение декабристов (пропаганда своих взглядов в обществе)

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.

• В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля — учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, — быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

Научная статья и монография — оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

Стандартные выражения, используемые при написании рецензии: