Правила тся и ться

Блог

В предложениях, где нет подлежащего и вопрос к глаголу, находящемуся в 3 лице ед. ч., поставить невозможно, мягкий знак не пишется:

Ться и тся в глаголах

Чтоб хорошо усвоить данное правило, нужно первое время задавать вопрос к глаголу, что называется «про себя», а когда необходимость в этом отпадет, вы сможете уже безошибочно писать.

Таким образом, чтоб определиться в написании, нужно задать к глаголу вопрос, если в вопросе имеется мягкий знак, то и в глаголе он также должен быть, и если мягкого знака нет, то и в глаголе его быть не должно.

Многие путают правописание ться и тся в глаголах и испытывают затруднения, нужно ли ставить мягкий знак или нет. Неправильно написанные глаголы способны испортить впечатление от постов человека в Интернете, отвернуть потенциальных читателей и подписчиков от сайта или блога.

  • Мягкий знак пишется в глаголах неопределенной формы, которые отвечают на вопросы «Что делать? Что сделать?»:

На небосклоне начали (что делать?) появляться первые звёзды.

Проверять себя, упражняясь в употреблении глаголов с тся и ться, помогут как тексты художественных произведений, так и пословицы, и поговорки:

Ребенок должен перед сном (что сделать?) умыться.

  • Мягкий знак мы не пишем в тех формах глагола, к которым задаем вопросы «Что делает? Что сделает?»:

    Люди, которые пишут грамотно и усвоили это правило в программе по русскому языку в средней школе, не задумываются над применением данного правила, потому что оно доведено у них до автоматизма.

  • Что (будет, собирается, хочет, намеревается) делать?( мягкий знак есть) – веселиться, кувыркаться, жениться, отжиматься, учиться.
  • Что сделать? (мягкий знак есть) – спохватиться, разболеться, собраться, надорваться, отозваться.
  • Что делает? (мягкий знак отсутствует) – моется, катается, смеется, кувыркается.
  • Что сделает? (мягкий знак отсутствует) – соберется, спохватится, научится, улыбнется, разберется.
  • На самом деле проверить наличие-отсутствие мягкого знака в глаголах перед постфиксом -ся очень просто,

    Некоторые пишут в глаголах «ему нравиться», «у меня не получиться», не думая, что это – один из показателей их безграмотности.

    Кликая на символ _ или на соседнюю букву, выберите правильное написание слова.

    Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает

    Эта собака не кусае т _ ся. Чтобы куса т _ ся, нужны острые зубки. Коля хочет уверну т _ ся от мяча. Лена боре т _ ся со сном. Нужно спать, а не боро т _ ся со сном. Урок химии должен закончи т _ ся. По телевизору заканчивае т _ ся передача. Нужно очень постара т _ ся сделать доброе дело. Маша старае т _ ся всё сделать сама. Наш класс успешно учи т _ ся. Я хочу хорошо учи т _ ся.

    Правила тся и ться

    В лесу слыши т _ ся пение птиц. Перед пробежкой хочется чуть-чуть размя т _ ся, чтобы полностью просну т _ ся. Нужно очень постара т _ ся, чтобы прийти к финишу первым. На поверхности реки резвя т _ ся утки. Мы собираемся заня т _ ся изучением окрестностей. Я люблю утром пробежа т _ ся по лесу. Чуть качае т _ ся камыш.

    Кликая на символ _ или на соседнюю букву, выберите правильное написание.

    нельзя, значит этот глагол стоит в форме 3-го лица ед. ч. и пишется без ь.

    Я буду плеска т _ ся в речной воде. Чтобы доби т _ ся этой цели, надо очень постара т _ ся. Сопротивля т _ ся сильному ветру трудно, но Костя сопротивляе т _ ся. Надо спуска т _ ся вниз и перебра т _ ся на другую сторону реки. Кружа т _ ся в воздухе снежинки. Не стыдно не знать, стыдно не учи т _ ся. Сквозь облака прорываю т _ ся лучи солнца.

    Если в предложении нет подлежащего, и вопрос к глаголу поставить

    Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы

    – Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.

    1. Найдите глагол.
    2. Задайте вопрос к глаголу.
    3. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется —ться.
    4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется —тся.

    – Какие вопросы у вас возникли? (почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных – буквами ца, на конце глаголов —ться или —тся)

    5.2. Игра-соревнование «Мудрые советы» (по рядам).

    Урок русского языка по теме — Правописание -тся и -ться в глаголах

    – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

    Вывод 1: Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.

    7.1. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) упр. 1 (самостоятельно, с взаимопроверкой: вставь место пропусков -ться или —тся, над глаголами укажи вопрос)

    – Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.

    – Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи.

    – Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

    – Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно сделать?

    – Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.

    Что вы знали? Что нового было в правиле? Так какими частями слова являются –ться и –тся в глаголах? Как выделяются в глаголах?

    3. На каком языковом материале был построен сегодняшний урок? ( на материале пословиц и поговорок). Для чего нужны в языке пословицы и поговорки? Напишите мини-сочинение на тему «Пословицы и поговорки в моей речи», употребив глаголы с –тся и –ться. Обозначьте изученную орфограмму.

    2. Проверка домашнего задания в парах (эталон на доске), коррекция допущенных ошибок, выставление оценок.

    Где можно посмотреть, насколько ваши выводы верны? (в учебнике)

    Проанализируйте примеры на доске и сделайте вывод о правописании –ться и –тся в глаголах. (Выслушать мнения учеников)

    Один купает?ся, а другой на берегу валяет?ся.

    — Для чего нужны в языке пословицы и поговорки? Напишите мини-сочинение на тему «Пословицы и поговорки в моей речи», употребив глаголы с –тся и –ться.

    Составление схемы по изученному материалу.

    Урок русского языка в 5 классе «-Тся и –ться в глаголах»

    Легко повстречаться, тяжело…. (расставаться)

    Урок русского языка в 5 классе «-Тся и –ться в глаголах»

    Чем связаны эти глаголы в произношении? ( при произношении оканчиваются на –ца). Да, звучат так, но никогда так не пишутся. Чем они различаются в написании ? (наличием или отсутствием мягкого знака).

    Начертите на полях “Линейку наших достижений”. Отметьте на ней крестиком ответ на вопрос: “Смог ли я сегодня безошибочно писать глаголы с сочетаниями -тся и -ться, доказывая выбор букв”. За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят? Над чем нам надо поработать на следующих уроках?

    – Отчего зависит написание данных сочетаний? Ваши гипотезы?

    На магнитной доске появляются карточки:

    Блестит, хохочет, выздоравливает, грустить, работать.

    Учитель. Чему мы должны научиться на уроке?

    Правописание -ться и -тся в глаголах

    Начинаем работу с орфографической разминки. Объясните орфограммы в данных словах:

    IV. Первичное закрепление изученного материала (работа в парах)

    1 группа: работает с упражнением СП с 178 упр. 324.

    Птицы спрячутся, след покажется, заря разгорается, перестал смеяться, любит учиться, начинают заниматься.

    Наслаждается летом, нам надо купаться, Маша учится, можно испечься, туман расходится, быстро бросается, гусь щиплется, зарывается в снег, не надо прятаться.

    Работа по вариантам. Запишите словосочетания, поставьте вопрос, определите форму глагола.

    Учитель. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

    Нагибаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив), пишем в 1 столбик.

    Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов

    Задание 1. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.

    2.Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве – в правый. Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему! Не насытится око зрением, а ум богатством. В чужом платье не накрасоваться. Намучится – научится. Всякая птица своим пером красуется. Куда соваться в волки, коли хвост собачий. Сену с огнем не улежаться. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Есть время плакать, есть и веселиться. Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Берегись его, как берегутся огня да воды. На чужое добро и глаза разгораются. На друга надеяться – самому пропадать. Всякий мастер сам себе дивится.

    2. (что сделать?) умыться – неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

    Боится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

    Держится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

    3. (что сделать?) посмеяться – в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

    В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.

    Урок: Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов

    Разделим слова на две группы. Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.

    Хвалится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

    6. (что сделать?) поклониться – в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе.

    Болт закрепится, коллектив за него поручится, вопрос выяснится, больной лечится, таз наполнится, успеваемость повысится, директор распорядится, мечта осуществится, дождь прекратится, режим не нарушится.

    В изъявительном наклонении глаголы настоящего или будущего простого времени всегда можно заменить глаголами прошедшего времени, например:

    7) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

    2) Опять может повториться старая история.

    Воспитательница позаботится о малышах — позаботилась о малышах. Кто боится трудностей, тот не научится их преодолевать.— Кто боялся трудностей, тот не научился …

    Ему начинало казаться, что все отдельные звуки тихо влетают в окно и долго кружатся над его постелью (Кор.).

    5. Перестроить предложения, заменив глаголы в неопределенной форме глаголами в 3-м лице единственного числа и наоборот:

    3. К данным глаголам прибавить приставки и возвратные суффиксы.

    Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

    4) Отец (что делает ? ) обо всех. Он и нас приучает (что делать ? ) друг о друге.

    Стучать, варить, топить, беспокоить, чистить, хранить, видеть, лечить, говорить, верить, делить, знакомить, мирить, мучить.

    Встретится — встретиться, освежатся — освежаться, освободится— освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится —чиститься, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться, беспокоится — беспокоиться, томится— томиться.

    6. Записать пословицы и поговорки, в которых глаголы оканчиваются на -гея и -ться.