Правило написания исследовательской работы

Блог

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.
  • Тема – как это назвать.
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Значимость – как влияют результаты на практику.
  • Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

    Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

    После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

    Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

    Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную [1. c. 49] . Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

    Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

    Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

    Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

    В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

    Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

    Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся

    Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

    Список исполнителей. В список должны быть включены фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей (авторов работы), принимавших творческое участие в выполнении работы. Фамилии исполнителей и соисполнителей следует располагать столбцом. Слева указывают должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей.

    Правила оформления научно-исследовательской работы

    Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова "Примечание" ставят точку.

    В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово "смотри", например: см. табл. 1.3".

    Справа от подписей указывают (без скобок) инициалы и фамилии исполнителей и соисполнителей. Возле каждой фамилии исполнителя и соисполнителя следует в скобках указать номер раздела (подраздела) работы подготовленного по выполненному им этапу НИР, наименование организации-соисполнителя.

    Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит их одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

    Иллюстрации. Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроизведение (электрографическое копирование, микрофильмирование и т. п.). Рисунки должны быть выполнены черной тушью или черными чернилами на белой непрозрачной бумаге.

    1. Алабужем П.М., Геронимус В.Б., Минкевич и др. Теория подобия и размерностей. Моделирование. — М.: Высш. шк., 1968. — 320 с.

    Ссылки на формулы указывают порядковым номером формулы в скобках, например ". в формуле (2.1)".

    Иллюстрации (таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах отчета, включают в общую нумерацию страниц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого превышают формат А4, учитывают как одну страницу. Листы формата более А4 помещают в конце отчета после заключения в порядке их упоминания в тексте.

    В статье излагаются результаты, полученные по конкретному вопросу, имеющему определенное научное и практическое значение. Статью публикуют в научных журналах или сборниках. Ее объем не должен превышать 8—10 машинописных страниц; графический или другой иллюстративный материал допускается в минимальном количестве, т. е. не более 2—3 рисунков.

    12.Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика.—М.: Наука, 1977. — 420с

    В НИР следует использовать сокращения слов и словосочетаний.

    Традиционно сложилась определенная композиционная структура, основными компонентами которой в порядке их расположения являются следующие:

    Этих правил стоит придерживаться при написании рефератов, научно-исследовательских и курсовых работ.

    Правило написания исследовательской работы

    Структура исследовательской работы – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относится основной текст (т.е. главы и параграфы), а также все части справочно-сопроводительного аппарата (таблицы, графики, программы).

    После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки исследовательской работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности.

    Исследовательскую работу оценивают не только по теоретической научной ценности, но и по уровню общеметодической подготовки научного материала, что прежде всего, находит отражение в его композиции.

    Рекомендации подготовлены по материалам брошюры Калачева Н.В. «Научно-исследовательские работы учащихся. Методика написания, правила оформления и подготовка тезисов к публикации: методические рекомендации для педагогов и учащихся» — Казань, издательство КГУ, 2000.

    В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, выносятся в приложения и примечания. Содержание глав основной части должно полностью соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал.

    Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.

    Исследовательская работа состоит из нескольких этапов: знакомство с проблемой в литературных источниках, обсуждение проблемы с научным руководителем, определение направления исследования, конкретных целей и задач, выполнение практической части работы и обобщение результатов. Одной из главных трудностей молодых исследователей является неумение оформить исследовательскую работу, составить тезисы и доклад. Зачастую, именно это становится причиной низких оценок работы экспертными комиссиями.

    В конце вводной части желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.

    Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

    Чтобы избежать ошибок, необходимо знать общие правила оформления научных трудов, дипломных, курсовых и научно-исследовательских работ:

    Простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. При этом в каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характером текста работы. Так, в повествовательных текстах, излагающих ряд последовательных событий, порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью фактов и их смысловой связью друг с другом. В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем – характеристику отдельных его частей. Однако, в любом случае текст научной работы следует делить на структурные части с учетом логических правил деления понятия.

    а) описание под заголовком – авторское описание под фамилией автора (индивидуальный автор);

    В основную часть содержанияработы включаются материалы, методики, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследователя. При написании этого раздела необходимо представить себе вопрос по предлагаемому материалу, которые могут, прежде всего, заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ.

    Библиографическое описаниепредставляет собой необходимый минимум сведений о документе, выраженных словами и расположенных в строго установленном порядке. Такие описания служат основой для составления библиографических карточек и указателей. Итак, библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его основной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых для общей характеристики и идентификации документа.

    Вслед за вступлением дается краткий обзорлитературы по рассматриваемому вопросу. При этом очень важно уметь отделить наиболее важную литературу от менее существенной. Это имеет большое значение для читателей, так как позволяет им определить положение работы в общей структуре работ по данной теме.

    Обязательным элементом вводной части работы является указание на метод исследования, который послужилы инструментом в сборе и анализе фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в данной работе цели. Кроме того, далее во введении дается характеристика основных источников получения информации (научных, литературных, библиографических и др.) и формулируются методологические основы будущего (или проведенного) исследования.

    В самом общем виде схема научного исследования на первом его этапе может иметь следующее строение: изучение студентом вопроса должно начинаться с теории (изучения литературы по теории и истории интересующего его вопроса, а также накопленного опыта по его изучению), выделения проблемы и построения гипотезы исследования, после чего студент формирует цель своего исследования и задачи по ее достижению; далее составляется программа исследования и определяются методы экспериментально-эмпирического (или теоретического) исследования в соответствии со спецификой темы работы студента.

    Грамотное оформление вводной части работы в сочетании с глубоко рассмотренным содержанием являются залогом успешного написания научно-исследовательской работы (проекта) студента.

    Работа над вводной частью научно-исследовательской работы (проекта). Каждую научно-исследовательскую работу, разновидностью которой является курсовая работа, можно отнести к определенному научному направлению (техническому, биологическому, социальному, физико-техническому и т. д.). Структурными единицами любого научного направления принято считать проблему, тему или научный вопрос. Однако, чтобы правильно подойти к исследованию, надо выделить проблему. После обоснования проблемы и установления ее структуры, определяются темы научного исследования, каждая из которых должна быть актуальной (т. е. важной, требующей скорейшего разрешения), иметь научную новизну (т. е. должна вносить вклад в науку, быть экономически эффективной или значимой для народного хозяйства).

    Порядковую нумерацию вертикальным графам устанавливают только в том случае, если эти номера фактически используются в тексте (например, при ссылке на ту или иную графу или, если таблица переносится на другую страницу текста). В таблицах необходимо избегать больших чисел, написанных полностью, а прибегать к сокращениям или укрупненным единицам, например, вместо 1896000 т. написать 1896 тыс. т. и указать в заголовке, что числа в этой графе выражаются в млн. т.

    Список литературы составляется либо по алфавиту фамилий авторов, при этом вначале указываются русские источники, а затем – иностранные, но по такому же принципу, либо по хронологическому признаку. Часто список литературы составляют и по порядку ссылок на нее в данной работе.

    Особое внимание следует обращать на точность используемых в тексте слов и выражений, не допускать возможности двусмысленного их толкования.