Правило правописания не с деепричастиями

Блог

V. Домашнее задание: параграф №28, упражнение №173.

Проецирование итоговой таблицы (Cлайд 4)

(правильный вариант графического диктанта – слайд 2).

Постановка ударения в существительных в косвенных падежах множественного числа: когда в И.п.ед.ч. и в И.п.мн.ч. ударение в существительном на основе, то в косвенных падежах мн.ч. оно падает на окончание (волк, волки-волков, волкам, вор, воры-воров, ворам).

(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»

Упражнение-игра «Четвертый лишний» (задание проецируется на доске, варианты ответов заносятся в контрольный лист, проводится взаимопроверка по готовым ответам на доске, ставится оценка, только потом обсуждаются варианты ответов слайд №5).

Урок русского языка в 7-м классе — Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1. На доске проецируется текст и читается учителе (Слайд 6)

– Озаглавьте текст (на доске появляется один из вариантов)

Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями ( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам, к остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

III. Объяснение нового материала (на доске проецируются слова, записанные в два столбика – слайд 3).

Графический диктант с самопроверкой и самооценкой

  • не развеял сомнения
  • неубранное поле
  • необдуманный поступок
  • невзлюбил соседа
  • неотправленное письмо
  • еще не проснувшийся город
  • не написанный, а напечатанный текст
  • далеко не решенный вопрос
  • никого не заметил
  • собрание не закончено
  • не вызубренные, а осознанные правила
  • нетронутый завтрак

I. Организационный момент(учитель контролирует готовность учащихся к уроку, консультанты сообщают о выполнении домашнего задания).

3. Возмущаясь и (не)годуя, они так и не пришли к согласию.

Правило правописания не с деепричастиями

3. Колоски ржи засохли ещё до цветения, так и (не)налившись зерном.

1. Тянется усталая ночь, и, ни на минуту (не)прерывая шумящего, не утихающего движения, льётся чёрный человеческий поток.

1. (Не)страшась меня, близко садились, громко распевали лесные маленькие птички.

1. Всё ещё (не)доумевая и несколько смущаясь от торжественной встречи, я соскочил с лошади и подошёл к хозяину усадьбы.

Выберите деепричастия, которые пишутся слитно с частицей не.

4. Австрийские войска, (не)дооценив силы противника, теперь в беспорядке отступали.

4. (Не)замечая человека, природа ожила, всё кругом зашумело и зашуршало свободно, (не)скрываясь.

Выберите деепричастия, которые пишутся раздельно с частицей не.

Частица не с деепричастиями обычно пишется раздельно:

3. Василиса первая подала ему руку, Василий пожал её и, (не)договорив, ушёл.

Используемые технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества, проектно-исследовательская деятельность.

— Вот видишь, — сказал мудрец, — повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей.

Обучающая: формирование навыка правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.

Параграф учебника 142. Упражнение 234. Домашнее задание

Формирование навыка правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами Цель урока:

не показывая носа -не появляться где-либо,

не находя себе места -очень тревожиться,

Урок на тему: «Правописание не с деепричастиями»

— Ребята, о какой части речи сегодня пойдет разговор на нашем уроке? (О деепричастии)

1. все глаголы 1. не употребляется без не-

Снег шёл всю неделю беспрестанно. (не переставая)

Ответы на тест для взаимопроверки 1р, 2р, 3с, 4р, 5р, 6с, 7р, 8р, 9р, 10р

Кластер Неизменяемая часть речи Обозначает добавочное действие при основном действии глагола ДЕЕПРИЧАСТИЕ На письме обособляется запятыми В предложении является обстоятельством Бывает совершенного и несовершенного вида

Вывод формулируют учащиеся: Не с деепричастиями пишется так же, как и с глаголами: раздельно, кроме слов, которые без не употребляются. Слайд №11.

-Возьмите бланки, в которых вы в начале урока поставили себе желаемую оценку. Проанализируйте свою работу на уроке, заработанные улыбки и оцените себя снова. Совпали ли ваши оценки?

Внимание: Чтобы правильно определить написание слов с частицей не, на что вы должны обратить внимание? ( определить часть речи и вспомнить условие написания).

— Запишите ответ в виде буквенного кода: А – слитно, Б – раздельно. Слайд №14

— А сможете сразу увидеть деепричастие среди других частей речи? (Слайд №6 )

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке, которые вам всем хорошо известны:

1.Спищите пословицы, раскрывая скобки. Слайд №12. У вас 2 минуты.

— Кто хочет получить дополнительную улыбку: письменно объясните, как вы понимаете смысл одной из пословиц ( на выбор).

Урок презентация по русскому языку для 6 класса «Правописание не с деепричастиями»

Кто допустил больше ошибок – у вас все впереди!

— Что мы должны узнать сегодня на уроке? Какую решить проблему?

Сказал (не)правду; мне (не)здоровится; (не)лёгкая, а трудная задача; осеннее (не)настье; (не)пришёл в гости; (не)брежная запись; (не)приятель, а друг; далеко (не)здоровый вид; (не)выучил урок; (не)потеряв времени; (не)годуя на товарища

А теперь — внимание! Мы решаем главную задачу нашего путешествия. Не и деепричастие. С чего мы начнем свое рассуждение?

В качестве примера рассмотрим инфинитив «доставать»:

Отрицательная частица «не» с глаголами пишется слитно лишь в качестве исключения. Так гласит правило, однако их очень много, и их следует просто запомнить. В принципе, слитное написание зависит от значения слова с отрицательной частицей.

«Не» относится к служебным частям речи и в предложении применяется для придания отрицательного смысла слову. Как правило, употребляется вместе с глаголом. О том, как пишется частица «не» с глаголами, и пойдет речь дальше.

Например: недолить — перелить, недочитанная — перечитанная.

Как писать частицу не с глаголами: правила и исключения

Чтобы подобные слова не перепутать с другими формами, их нужно проверить, попробовав создать из отрицательной формы утвердительную. Если таковая не образуется, то слово можно отнести к исключению и писать «не» с глаголами слитно.

Это же правило действует и в отношении тех глаголов, которые существуют как деепричастия.

Если в слово вложить смысл «вопреки», то отрицательную частицу необходимо писать слитно.

Как уже говорилось, формы глаголов вовсе не влияют на раздельное и слитное написание частицы «не». Но вот с приставкой «недо;» случаются некоторые трудности, ведь ее можно спутать с частицей «не», стоящей рядом с предлогом «до». В таких случаях, чтобы развеять сомнения относительно написания, необходимо противопоставить приставки «недо-» и «пере-».

Как правило, детям в третьем классе дается целый ряд слов-исключений, которые просто необходимо заучить наизусть, и лишь в старших классах школьников учат находить проверочные формы глаголов для определения правильного варианта написания.

В школе данную тему начинают изучать в третьем классе, и с каждым новым учебным годом основное правило о частице «не» и глаголах дополняется исключениями и тонкостями.

К исключениям из основного правила также относятся такие русские глаголы, которые без частицы «не» не имеют значения или утрачивают смысл и не употребляются в речи как самостоятельная единица.

Со словом «взирать» обычно происходит некая путаница. Однако следует запомнить: если в глагол вкладывают смысл «не глядя», то он с «не» пишется раздельно.