Противопожарная защита судна

Блог

Все судовые стационарные системы пожаротушения и переносные средства можно классифицировать по их конструктивным особенностям. Конкретное конструктивное исполнение систем зависит от категории судового помещения и его расположения.

— системы предупреждения о включении систем пожаротушения.

По способу использования энергии все средства и системы можно разделить на автономные и неавтономные. Автономные средства не требуют подвода энергии и используют для своего функционирования либо двигатели, либо различного рода аккумуляторы (электрические, воздушные, химические). Неавтономные средства необходимо подключать к судовым источникам энергии (электрическая сеть, пожарная магистраль, система воздуха высокого или среднего давления).

— разделение судна на противопожарные зоны;

Состав комплекса мер конструктивной ПП и ПВ защиты существенно зависит от класса судна, особенностей его архитектурного типа и компоновки, условий эксплуатации.

По огнетушащему составу противопожарные системы и средства можно разделить на водяные, пенные, газовые, порошковые и хладоновые (ингибиторные).

Система обнаружения пожара предназначена для выявления очага пожара ранней стадии его развития и формирования сигнала. В ней используются специальные инфракрасные, тепловые, давления, дифференциальные, температурные и дымовые датчики. Система оповещения о пожаре предназначена для подачи звуковых и световых сигналов на командные пункты (КП). На современных и судах системы обнаружения и оповещения сводят в единую систему автоматического обнаружения и, как правило, совмещают их с соответствующими системами пожаротушения.

Одним из наиболее эффективных средств конструктивной противопожарной защиты следует считать разделение помещений на меньшие изолированные отсеки с разнесением опасных объёмов друг от друга, т.е. создание местных противопожарных зон. Часто водонепроницаемые отсеки являются одновременно противоположными зонами, локализующими пожар в своих пределах. Переборки и палубы являются, как правило, границами рубежей обороны по борьбе с пожаром.

В настоящее время рассматривают следующие направления обеспечения конструктивной противопожарной защиты:

— рациональная компоновка помещений судна, исключающая опасное и нежелательное соседство;

— рациональное размещение оборудования в самих помещениях;

132. Полнота и качество принятых мер и выполненных работ по противопожарной подготовке судна к докованию контролируется судоремонтным предприятием — владельцем дока и удостоверяется оформлением соответствующего акта в составе контракта на выполнение доковых работ или общего контракта на выполнение всех ремонтных работ.

сдано топливо (кроме запаса, необходимого для обеспечения живучести судна и по согласованию с судоремонтным предприятием, топлива, в районе размещения которого не планируется проведения огневых работ);

освобождены от взрывоопасных холодильных агентов трубопроводы и системы холодильной установки, резервуары, если в местах их размещения планируется проведение огневых работ;

По согласованию с капитаном порта (пункта отстоя) и информированием руководства местного гарнизона Государственной противопожарной службы на судне должно быть организовано и проведено учение по борьбе с пожаром при взаимодействии с привлеченными противопожарными силами и средствами пункта отстоя.

(указать конкретно, каких огневых работ и место

Противопожарная защита судна

переданы администрации судоремонтного предприятия: план пожаротушения, план расположения судовых помещений и выходов из них с указанием мест аварийных вырезов и откорректированных путей эвакуации, карта размещения горючих и смазочных материалов, приказ по судну о мерах по обеспечению пожарной безопасности, стояночное расписание по борьбе с пожаром;

удалены с судна пиротехнические средства;

Разрешение действительно с _____ часов «__» _____________ 20__ г.

провести контрольный замер сопротивления изоляции судовой электрической сети;

проверена готовность систем и средств обнаружения, локализации и тушения пожара;

Согласовано: Электромеханик ___________________________________________

проверена готовность судовых средств обнаружения, локализации и тушения пожара с записью в судовом журнале.

Конструкции перекрытий класса «В» должны обеспечивать предотвращение прохождения через них пламени в течение получасового стандартного испытания на огнестойкость. Кроме того, они должны иметь такую изоляцию, чтобы средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась более чем на 139 о С по сравнению с первоначальной и чтобы ни в одной из точек, включая соединения, температура не повышалась более чем на 225 о С по сравнению с температурой в течение указанного времени: класс В-15 – 15 минут, класс В-0 – 0 минут. «Перекрытия класса С» — это перекрытия, изготовленные из негорючих материалов. Они могут не отвечать требованиям в отношении прохождения дыма и пламени, а также ограничениям в отношении повышения температуры.

Все закрытия отверстий (окна, иллюминаторы) в конструкциях класса А и В должны быть выполнены с учетом противопожарных свойств этих конструкций, т.е. они не должны понижать пожаростойкость переборок. Водонепроницаемые двери в конструкциях класса А должны иметь ручное и дистанционное управление и устройство водяного орошения для предотвращения их перегрева и коробления. На пассажирских судах переборки классов А и В должны иметь изоляцию, не допускающую подъема температуры выше 120°С на противоположной стороне переборки в течение I ч.

Особое внимание при выполнении противопожарных мероприятий уделяется защите эвакуационных путей к спасательным средствам. Трапы делают из стали и ограждают конструкциями повышенной огнестойкости. Коридоры выполняют обязательно сквозными с двумя выходами на трапы в противоположных концах зоны или отсека. Двери кают должны открываться только внутрь каюты, а общественных помещений — наружу, чтобы исключить возможность создания заторов при движении людей. На путях эвакуации не должно быть дверей раздвижного типа. Направления движения людей к аварийному выходу должны быть обозначены светящимися указателями.

Учитывая особую пожарную опасность нефтепродуктов и горючих

Назначение конструкций класса С — снижать горючий потенциал внутреннего оборудования помещений и конструктивных элементов. Любые конструкции из негорючего материала, не прошедшие испытания на огнестойкость, можно относить к конструкциям класса С. Несмотря на то, что к ним не предъявляют жестких требований по задержанию огня и дыма, некоторое время такие конструкции все же будут задерживать развитие пожара в каком-либо судовом помещении. Конструкции класса С могут быть образованы обычными водонепроницаемыми переборками, не имеющими специальной изоляции. При орошении водой они могут продолжительное время служить надежной преградой распространению пожара.

Кроме того, они должны быть изолированы негорючими материалами так, чтобы температура на стороне, противоположной огневому воздействию не повышалась более чем на 139 о С по сравнению с первоначальной и чтобы ни в одной точке, включая соединения, температура не повышалась более чем на 180 о С по сравнению с первоначальной в течение указанного ниже времени: класс «А-60» — 60 минут; класс «А-30» — 30 минут; класс «А-15» — 15 минут; класс «А-0» — 0 минут.

Не рекомендуется использование лифтов в качестве средств эвакуации людей в случае пожара. Коридоры, проходы и вестибюли на пассажирских судах для удобства ориентировки оформляются трудновоспламеняемыми облицовочными материалами различной окраски и снабжаются указателями выхода к спасательным средствам.

Противопожарными конструкциями класса А могут быть переборки, палубы, а также элементы защиты трапов, путей эвакуации людей и т.д.

Конструкции класса А считаются наиболее эффективной противопожарной защитой. Как было сказано выше, их изготовляют из стали или равноценного материала и изолируют с обеих сторон термостойкой изоляцией различной толщины. Если установка термостойкой изоляции на одной из сторон противопожарной конструкции затруднена из-за кабельных трасс, аппаратуры или трубопроводов, то разрешается нанесение её только с одной стороны.

Машинные и котельные отделения, представляющие наибольшую пожароопасность на судах, выгораживают от остальных помещений конструкциями класса А. Из них должно быть не менее двух выходов на открытую палубу. Посты управления, а также жилые помещения изолируют переборками и палубами класса А от служебных, грузовых помещений и хранилищ топлива.

Морские суда проектируются и строятся в соответствии с требованиями Конвенции SOLAS – 74, Правилами Регистра, а также других классификационных обществ, требующими выполнения широкого комплекса мер конструктивной противопожарной защиты. Эти меры направлены на предотвращение возможности возникновения пожаров, ограничение распространения огня по судну, на его ликвидацию, обеспечение безопасной эвакуации людей из судовых помещений. Конструктивные меры предусматривают ограничение применения в судостроении горючих материалов.

Для постройки морских судов рекомендуется использование материалов, конструкций и оборудования, обеспечивающих огнестойкость судна в целом, защиту от огня постов управления, выходов, трапов и путей эвакуации людей. Этим требованиям отвечает судостроительная сталь, обеспечивающая высокую огнестойкость корпуса судна, надстроек, палуб, переборок и т. д. Огнестойкость судовых металлических конструкций можно повысить напылением на них специальных смесей. Их противопожарная изоляция обеспечивается применением огнестойких теплоизоляционных материалов.

Автономные средства не требуют подвода энергии и используют для своего функционирования либо двигатели, либо различного рода аккумуляторы (электрические, воздушные, химические). Неавтономные средства необходимо подключать к судовым источникам энергии (электрическая сеть, пожарная магистраль, система воздуха высокого или среднего давления).

По принципу тушения различают системы и средства поверхностного и объемного тушения.

Для полной характеристики какой-либо противопожарной системы необходимо указать все ее классификационные признаки. Например, стационарная автономная система объемного пенного тушения пожара в электростанции.

По способу использования энергии все средства и системы можно разделить на автономные и неавтономные.

Системы пожарной сигнализации делятся на три группы:

— системы защиты помещений энергетической установки.

Система обнаружения пожара предназначена для выявления очага пожара на ранней стадии его развития и формирования сигнала. В ней используются специальные инфракрасные, тепловые, давления, дифференциальные, температурные и дымовые датчики. Система оповещения о пожаре предназначена для подачи звуковых и световых сигналов на командные пункты (КП). На современных судах системы обнаружения и оповещения сводят в единую систему автоматического обнаружения и, как правило, совмещают их с соответствующими системами пожаротушения.

Все судовые стационарные системы и переносные средства можно классифицировать по их конструктивным особенностям. Конкретное конструктивное исполнение систем зависит от категории судового помещения и его расположения.

По категориям обеспечиваемых помещений выделяют:

Активная противопожарная защита судна

Активная ППЗ судна предназначена для обнаружения и сигнализации о возникновении пожара или взрывоопасной ситуации, воздействия на реакцию горения в автоматическом режиме или с участием человека, предотвращение или подавление взрывов.

В состав активной противопожарной защиты входят:

5.12.3 Должны быть предусмотрены средства аварийной связи между постом управления НГУ и терминалом.

.1 помещение должно ограничиваться конструк­ циями типа А-60;

5.13.2 Первая грузовая операция на головном судне серии с использованием НГУ должна проводиться в присутствии инспектора Регистра. Во время операции проверяется работа НГУ по прямому назначению согласно руководству по эксплуатации.

5.10.3 Противопожарное оборудование и системы должны отвечать требованиям разд. 3 части V I «Противопожарная защита».

Необходимость присутствия инспектора Регистра при первых грузовых операциях на других судах серии определяется по результатам испытаний НГУ на головном судне.

.3 из помещения должен быть предусмотрен аварийный выход.

5.10.1 Конструкции, ограничивающие помеще­ ния, в которых размещается оборудование грузовой системы НГУ, должны отвечать требованиям 2 . 4 части V I «Противопожарная защита».

5.11.3 Освещение в зоне погрузки и вокруг нее должно обеспечивать эффективный визуальный контроль за швартовным устройством, соединением грузового шланга, грузовым шлангом и водной поверхностью вокруг него.

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

5.12.1 Если пост управления НГУ расположен в носовой части судна, он должен быть оборудован средствами внутренней двусторонней связи с рулевой рубкой и с постом управления грузовыми операциями судна в соответствии с 3 . 3 . 2 части V I I «Механические установки» и 7 . 2 части X I «Электри­ ческое оборудование».

5.12.4 Должны быть предусмотрены как непосредственные, так и косвенные средства, позволяющие убедиться в исправности связи между постом управления НГУ и терминалом в случае неисправностей и отказов, возникающих в процессе грузовых операций.

5.11 ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 5.14 ОТЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

5.12.2 Между постом управления НГУ и терминалом должна быть предусмотрена двусторон­ няя связь.

— жилой блок на судах всех типов (жилые помещения, посты управления и обеспечивающие деятельность в них людей коридоры, вестибюли и межпалубные сообщения) отделяются от двух других блоков (грузовых и машинных помещений) стандартными конструкциями классов А, В, С и негорючими материалами.

— снизить риск для человеческой жизни при пожаре в самих защищаемых помещениях;

— разделение блоков и зон в них производится конструкциями классов А,В, и С в виде палуб горизонтально разделяющих смежные помещения и переборок, разделяющих эти помещения и ограничивающих их снаружи вертикально. Обобщенно палубы и переборки называются перекрытиями:

Применение этого способа защиты имеет целью:

— обеспечить безопасный выход людей из жилого блока наружу;

— вырезы в перекрытиях и отверстия в них (проходы кабелей, трубопроводов, световые люки, рамы, окна, иллюминаторы, каналы вентиляции и т.п.), чтобы предотвратить перенос тепла и распространение пожара через них, исполняются соответствующими огнестойкости перекрытий, в которых они прорезаны;

Конструктивная противопожарная защита судов

Внимание! Лифты не являются путями эвакуации;

750 о С не горит и не выделяет горючих газов в количестве достаточном для их самовоспламенения. Горючий материал – есть любой материал, не являющийся негорючим, использование его на судах ограничено. Горючие материалы применяются:

— каждое судно строится как подвижное сооружение, из трех герметичных, пожаростойких блоков: жилой, грузовые помещения с грузовой зоной и машинные помещения;

— ограничение распространения огня и дыма по судну;

— на всех судах применяются огнезащитные материалы, которые подразделяются на негорючие и горючие.

перекрытия класса «А» изготавливаются из стали или равноценного материала огнестойкими. Перекрытия класса «В» — из негорючих материалов, огнезадерживающими, а перекрытия класса «С» — из негорючих материалов. Перекрытия своей конструкцией должны обеспечивать предотвращение прохождения дыма и пламени (обеспечивать герметичность отсека при пожаре): класс «А» в течение одного часа, класс «В» в течении тридцати минут, класс «С» не отвечать требованиям по времени, а быть не горючими; (Приложение 1):

Двери, ведущие в жилые и служебные помещения, должны открываться вовнутрь помещения (а не в коридор) и иметь внизу слабозакрепленную филенку, которую можно выбить ногой при невозможности открыть дверь. Двери общественных мест открываются наружу. Из главной противопожарной зоны должно быть не менее двух выходов на открытую палубу. Из машинного помещения, туннеля гребного вала, общественных мест (вместимостью более 30 чел.) должно быть не менее двух выходов в разных концах помещения. Пути эвакуации людей ограждаются огнестойкими или огнезащитными выгородками.

Горючие вещества, их свойства.Все горючие вещества можно разделить на несколько основных групп по характерным для них свойствам.

класс «В», образованные переборками, палубами, подволоками или зашивкой такой конструкции, которая предотвращает прохождение пламени до конца получасового

Условия ликвидации пожара.Очаг пожара можно следующими способами: удалить горючее вещество; перекрыть доступ кислорода; аннулировать источник теплоты; разрушить цепную реакцию пожара.

Древесина и древесные материалыобладают горючестью и в зависимости от температуры и притока воздуха могут обугливаться, тлеть и гореть. Максимальная пожаробезопасная температура 100 °С, при температуре около 204 °С самовоспламеняются. Скорость горения зависит от притока воздуха, содержания влаги и др. Продуктами сгорания являются: двуокись углерода, водяной пар, окись углерода, альдегиды и кислоты.

класс «С» перекрытия, изготовленные из негорючих материалов, к которым не предъявляются требования по непроницаемости дыма и пламени, а также предела повышения температуры.

Шелк — наиболее опасное в пожарном отношении волокно; плохо воспламеняется и горит, но накапливает большое количество теплоты. Влажный шелк может самовоспламеняться, при воспламенении кипы шелка признаки пожара появляются только при выбивании пламени на поверхность. Для тушения требуется много воды. При тлении шелка образуется пористый уголь и выделяется светло-серый дым, вызывающий сильное раздражение дыхательных путей. При определенных условиях образуется цианистый водород.

Воспламеняющиеся жидкостипо степени воспламеняемости делят на несколько классов. Все воспламеняющиеся жидкости испаряются, скорость испарения нарастает с повышением температуры. Пары в концентрации с воздухом взрывоопасны.

На судах с горизонтальным способом погрузки, где установка вертикальных перекрытий невозможна, вместо огнестойких переборок применяется система водяных завес, препятствующих распространению огня.

В целях защиты помещений судна от проникновения огня SOLAS-74 устанавливает следующие классы перекрытий:

Пластмассы и резинаимеют свойства горючести, зависящие от химического состава и формы изделий — твердые штампованные изделия, листы, пленки, пенопласты и др.

испытания на огнестойкость. Средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не должна повышаться более чем на 139°С по сравнению с первоначальной температурой и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на 225°С по сравнению с первоначальной температурой по истечении указанного ниже времени:

Наряду с детекторами в жилых помещениях, рабочих помещениях и на пунктах управления устанавливается пожарные извещатели, приводимые в действие вручную. У каждого выхода и в коридорах на каждой палубе следует установить по одному извещателю так, чтобы ни какая часть коридора не находилась от извещателя на расстоянии более 20м.

— системы аварийно-предупредительной сигнализации и системы громкоговорящей связи;

Каждая такая система включает в себя следующие элементы:

Каждая такая система обычно включает в себя следующие элементы:

2. Дымовые извещатели — срабатывают до того ,как плотность дыма достигнет величины, при которой ослабление света превысит 12,5 % на метр, но не раньше чем плотность дыма достигнет величины, при которой ослабление света превысит 2 % на метр. Дымовые извещатели следует размещать в жилых зонах на трапах, в проходах и на путях эвакуации. При установке какого-либо детектора вблизи бимсов, вытяжных вентиляторов вентиляционных каналов, а также в различных иных местах следует позаботиться о том, чтобы рабочие характеристики детектора не были ухудшены воздушным потоком, обтекающим место его установки.

1. суда оборудуются стационарными системами сигнализации обнаружения пожара с автоматическими и ручными извещателями, системами дымообнаружения путем забора проб воздуха, системами дымоизвлечения, автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара;

Автоматическая дымосигнальная система предназначена для обнаружения дыма в защищаемых грузовых помещениях. Из каждого грузового помещения непрерывно ведется отбор проб воздуха, которые передаются на главное приемное устройство, анализирующее качество воздуха на предмет появление дыма. Когда дымовой извещатель (например, фотоэлектрический) устанавливает наличие дыма, срабатывают световой и звуковой сигналы тревоги с указанием места обнаружения дыма.

— дымозаборники, трубы для забора проб воздуха, вентиляторы для забора проб воздуха. Средства контроля за воздушным потоком, проходящим через трубы для забора проб воздуха, устройства для периодической продувки труб для забора проб воздуха сжатым воздухом, измерительные камеры с чувствительными элементами (дымовые извещатели). Панель управления системой (станцией) с источником питания для электрооборудования системы, устанавливается на ХМ или ЦПУ.

— систем обнаружения и предупреждения о пожаре;

Активная противопожарная защита — комплекс активных средств противопожарной защиты, направленных:

  • 1.Центральное устройство (ЦУ), состоящее из:
    • приемно-контрольного пульта (ПКП);
    • одного или нескольких групповых блоков (ГБ) с восьмью секциями извещателей в каждом;
    • дополнительное оборудование сверх основного исполнения;
    • блок идентификации секций;
    • блок идентификации извещателей;
    • блок управления средствами пожаротушения;
    • блок согласования с ЭВМ.
  • 2.Блок питания, который в большинстве случаев представляет собой
  • 3.Аккумуляторная батарея.
  • 4.Оптическое табло для ориентации.
  • 5.Тепловой извещатель.
  • 6.Кнопки подачи тревоги (ручной пожарный извещатель).
  • 7.Дымовые извещатели (могут быть оптического или ионизационного типа).
  • 8.Световые извещатели (могут устанавливаться двух типов: с регистрацией ультрафиолетового или инфракрасного излучения).
  • 9.Сигнальные звонки на 24 В постоянного тока.
  • 10.Сигнальные звонки и сирены на 220 В переменного тока.
  • 11.Внешние звуковые устройства сигнализации неисправности системы.
  • 12.Остановка вентиляции при пожарной тревоге.
  • 13.Управление магнитами удержания противопожарных дверей в открытом состоянии.
  • 14.Управление средствами пожаротушения (например,HALON 1301 или СО2).
  • 15.Слаботочный режим в условиях эксплуатационного наблюдения, разъединение при отсутствии напряжения в условиях тревоги для подключения к противопожарной системе или к сигнализации в машинном отделении на борту судна.
  • АКТИВНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА СУДНА

    Температура срабатывания тепловых извещателей в сушилках — 130˚С,а в саунах – до140 ˚С включительно.

    класс «А», образованные стальными переборками и палубами, предотвращающими прохождение дыма и пламени по окончании ________________________испытания на огнестойкость. Они изолируются негорючими материалами, чтобы средняя температура на противоположной стороне не повышалась более чем на _________°С по сравнению с первоначальной и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на ___________ 0 С по сравнению с первоначальной температурой по истечении указанного времени:

    класс «В», образованные переборками, палубами, подволоками или зашивкой такой конструкции, которая предотвращает прохождение пламени до конца _________________________испытания на огнестойкость. Средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не должна повышаться более чем на ____________°С по сравнению с первоначальной температурой и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на _______ 0 С по сравнению с первоначальной температурой поистечении указанного ниже времени:

    Конструктивная противопожарная зашита судна

    4. Конструктивная противопожарная защита судна.

    Цель работы: Изучить основы противопожарной безопасности на судне и приобрести практические навыки по тушению пожаров в условиях судна.

    Текстильные и волокнистые материалы имеют температуру воспламене­ния _____________ °С. ____________________________________________________________

    класс «С» перекрытия,_______________________________________________________________

    В целях защиты помещений судна от проникновения огня SOLAS-74 устанавливает следующие классы перекрытий:

    Конструктивная противопожарная зашита судна

    Задание: Изучить изложенный в методическом пособии материал и подготовить, используя так же рекомендованную литературу и лекционный материал письменный отчет по выполнению лабораторной работы.

    Краски и лаки состоят из компонентов, обладающих хорошей горючестью. Особенно активен растворитель, имеющий температуру вспышки _______ °С.

    Воспламеняющиеся жидкости испаряются, скорость ис­парения____________________________

    Горение сопровождается тепловым и све­товым излучением и образованием окиси угле­рода СО, углекислого газа СО2, паров воды Н2О, сажи и пепла.