Редакция федерального закона 115-фз

Блог

3) С 01 сентября субъекты Федерального закона №115-ФЗ вправе использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

2) С 01 сентября для субъектов Федерального закона №115-ФЗ появилась возможность определять характер и объем мер, направленных на изучение клиентов при проведении идентификации и дальнейшем обслуживании, с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Изменения в Федеральный закон 115-ФЗ внесены Федеральным законом от 23.06.2016 г. №191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Новая редакция затронула перечень сведений устанавливаемых в отношении клиента — юридического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) бенефициарного владельца клиента – юридического лица. Соответственно всем субъектам Федерального закона №115-ФЗ необходимо внести изменения в анкету клиента и в правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

1) Изменения в статью 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

4) Дополнены и обязанности клиентов. Теперь клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.

01 сентября 2016 г. начинает действовать новая редакция Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон 115-ФЗ).

Указанные изменения положительно скажутся на процедуре идентификации и изучении клиентов, так как в значительной мере позволяют организации или индивидуальному предпринимателю самостоятельно принять решение об объеме принимаемых мер. Следует сразу отметить, что разъяснений надзорных органов о применении такой «дозволенности» на сегодняшний день нет. Но по смыслу законодательства можно сделать вывод, что в отношении клиентов, которые попадают в группу риска с повышенной (высокой) степенью, следует принимать меры в полном объеме и устанавливать всю информацию, предусмотренную законодательством. Кроме того субъектам федерального закона №115-ФЗ необходимо самостоятельно установить объем принимаемых мер и их характер в зависимости от установленного клиенту степени (уровня) риска и зафиксировать соответствующие положения в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Таким образом указанные новшества позволяют надлежащим образом выполнить требование о подтверждении достоверности сведений, установленных в ходе идентификации, с использованием надлежащим образом заверенных копий в том числе и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Нововведение значительно ускорит документооборот между субъектами федерального закона 115-ФЗ и их клиентами, что позволит ускорить выполнение обязанности по идентификации клиентов до приема на обслуживание и соответственно сократить время для заключения договора.

Всем без исключения субъектам Федерального закон 115-ФЗ необходимо внимательно отнестись к новшествам законодательства, в особенности по отношению к процедурам проведения идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

Новая редакция «антиотмывочного» Федерального закона №115-ФЗ

«При подтверждении достоверности сведений, полученных в ходе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, используют сведения из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, единого государственного реестра юридических лиц, государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и иных информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, в том числе полученные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

ВНИМАНИЕ! Для не кредитных финансовых организаций (ломбарды, МФО, КПК, СКПК и др. НФО) срок внесения изменения в правила внутреннего контроля установлен – 3 месяца. Для иных организаций и индивидуальных предпринимателей (ювелирная отрасль, агентства недвижимости, операторы по приему платежей, лизинговые компании и др.) срок внесения изменений установлен – 30 дней. ОДНАКО! Закон вступил в силу 01 сентября, а значит перечень сведений, устанавливаемый при идентификации клиентов необходимо использовать уже с 01 сентября 2016 г. Используемые вами формы анкет так же необходимо дополнить. Например, теперь необходимо отдельно указывать организационно-правовую форму юридического лица. В анкету необходимо включить и сведения, устанавливаемые для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства.

Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» дополнен абзацем следующего содержания:

  • обновить должностную инструкцию Ответственного сотрудника;
  • обновить ПВК по ПОД/ФТ в срок до 28 апреля 2018 года.
  • Специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в кредитных организациях, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, управляющих компаниях инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также микрофинансовых компаниях, не может быть лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным в отношении данного лица федеральными законами, регулирующими деятельность указанных организаций.

    Дата актуализации статьи — 20.03.2018. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

    Таким образом, изменения напрямую касаются следующих субъектов ПОД/ФТ:

    Новая редакция 115-ФЗ от

    • Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
    • Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
    • Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;
    • Федеральный закон от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
    • Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
    • Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
    • Федеральный закон от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

    28.01.2018 вступила в силу новая редакция 50-я Федерального закона № 115-ФЗ.

    Законодательно закреплен единообразный подход к оценке деловой репутации и финансового положения учредителей (участников), органов управления и должностных лиц НФО, а также к устанавливаемым квалификационным требованиям к органам управления и должностным лицам НФО.

  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • микрофинансовые компании.
  • Изменения также внесены в следующие федеральные законы:

    При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.

    Рекомендуем всем субъектам ПОД/ФТ не позднее 31 января 2018 года провести внутреннее обучение по ПОД/ФТ с сотрудниками, включенными в Перечень обучаемых.

    Из буквального толкования рассматриваемого пункта можно предположить, что мониторинг указанных операций должны осуществлять исключительно финансовые организации 1 , которые имеют право открывать счет, вклад и покрытый (депонированный) аккредитив. Однако, справочник кодов видов операций, информация о которых представляется в Росфинмониторинг, утв. приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 2 предусматривает специальный код:

    1. Изменения в пункте 1.3 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ

    Но при этом, в приложении 4 к Информации Банка России «Форматы и структуры электронных документов, предусмотренных Указанием Банка России от 15 декабря 2014 года N 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в перечне видов операций, сведения о которых представляются в Росфинмониторинг присутствует аналогичный код, как и в вышеупомянутом приказе №110:

    2. Негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

    Код 4007 – «Зачисление денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списание денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, указанных в статье 1 Федерального закона «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Изменения в законодательстве о ПОД

    Также нужно отметить, что и не все некредитные финансовые организации обязаны открывать счета для своих клиентов согласно действующему законодательству. К ним относятся:

  • Лизинговые компании (лизингодатели).
  • Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (ювелиры).
  • Индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (ювелиры).
  • Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
  • Организации, оказывающие посредническую деятельность при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (риэлторы, агентства недвижимости).
  • Индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (риэлторы, агентства недвижимости).
  • Адвокаты.
  • Нотариусы.
  • Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг.
  • Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (бухгалтеры).
  • Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента (факторинговые компании).
  • Операторы по приему платежей.
  • «Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указанных в статье 1 Федерального закона «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее».

    Напомним, что статья 6 представляет собой перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю. То есть организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Закона №115-ФЗ, обязаны сообщать об указанных сделках в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг). За непредставление сведений об указанных сделках в Росфинмониторинг установлена административная ответственность частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Участники операции, предусмотренной п. 1.3 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ до 30 июля 2017 года

    2. Кто обязан сообщать в Росфинмониторинг об операциях по счету (вкладу) и покрытому (депонированному) аккредитиву?

    Новая редакция п. 1.3 ст. 6 расширила субъектный состав лиц подлежащих контролю и снизила суммовой порог до 10 миллионов рублей. В нижеприведенной таблице Вы можете наглядно это увидеть рассматриваемые изменения:

  • Квалификационные требования к специальному должностному лицу ( СДЛ ), ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитных организациях, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, управляющих компаниях инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также микрофинансовых компаниях, дополнено требованием о том, что СДЛ не может быть лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации , установленным в отношении данного лица федеральными законами, регулирующими деятельность указанных организаций.
  • Стоит отметить, что иными нормативными правовыми актами РФ в сфере ПОД/ФТ до введения термина «личный кабинет» в ФЗ № 115 обязанность использования личного кабинета на Интернет-портале РФМ установлена для всех субъектов ФЗ № 115 уже не менне 10 (десяти) лет назад.

    Новая редакция ФЗ № 115 с 30.03.2018 вносит следующие изменения (дополнения):

    Новая редакция ФЗ № 115 с 30.06.2018 вносит следующие изменения (дополнения):

    Обзор изменений в ФЗ № 115 от за период с по — Обновление Правил внутреннего контроля в целях ПОД

    Новая редакция ФЗ № 115 с 01.06.2018 вносит следующие изменения (дополнения):

    Новая редакция ФЗ № 115 с 23 .07.2018 вносит следующие изменения (дополнения):

    Новая редакция ФЗ № 115 с 04.05.2018 вносит следующие изменения (дополнения):

  • Из перечня операций , подлежащих обязательному контролю, исключена операция по размещению денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя. Одноврменно с этим вводится запрет для кредитных организаций (КО) заключать договоры банковского вклада (депозита) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя.
  • Установлены совершенно новые законодательные нормы в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения , которые определяют новые обязанности для всех субъектов ФЗ №115.
  • Вводится новый термин » Перечень организаций и физических лиц , в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения «. Предполагается, что работа субъектов ФЗ № 115 с указанным перечнем будет происходить по аналогии с Перечнем организаций и физических лиц , в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечню экстремистов и террористов ).
  • ФЗ № 115 дополнен ст. 7.5 » Меры противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения «.
  • Операции , указанные в ст. 6 ФЗ № 115 и подлежащие обязательному контролю , дополнены операцией с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.
  • Обязанности субъектов ФЗ № 115 дополняются обязанностью по принятию мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных п. 7 ст. 7.5 ФЗ № 115, незамедлительно , но не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в Перечень организаций и физических лиц , в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения , проинформировав незамедлительно о принятых мерах Росфинмониторинг.
  • Кроме этого, субъекты ФЗ № 115 обязаны не реже чем 1 (один) раз в 3 (три) месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг. Предполагается, что такое информирование будет происходить посредством зарегистрированного личного кабинета на Интернет-портале Росфинмониторинга . Соответственно, субъектам ФЗ № 115 придется отправлять в Росфинмониторинга два «квартальных ФЭС», один по результатам проверки своих клиентов по Перечню экстремистов и террористов, а второй по Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
  • Субъекты ФЗ № 115 также обязаны приостанавливать операцию с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на 5 (пять) рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в Перечень организаций и физических лиц , в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения , либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица. После чего субъекты ФЗ № 115 обязаны незамедлительно представить информацию о приостановленных операциях в Росфинмониторинг .
  • Вводится новый термин » личный кабинет » — информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа ( Росфинмониторинг — РФМ ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с РФМ и ведение которого осуществляется в порядке, установленном РФМ. РФМ также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется: организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями (ИП), указанными в ч. 2 ст. 5 ФЗ № 115 , для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФМ, для реализации иных прав и обязанностей; в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФМ, лицами, указанными в ст. 7.1 и 7.1-1 ФЗ № 115, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, РФМ, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.
  • Введена обязаность для аудиторов (аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов) при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомлять об этом РФМ в порядке, установленном Правительством РФ.
  • Уточнена обязанность для всех субъектов ФЗ № 115 уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.
  • Новая редакция ФЗ № 115 с 28.01.2018 вносит следующие изменения (дополнения):

    1. Обновлено определение » идентификация » — совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
    2. Вводится термин » единая биометрическая система (ЕБС) » — единая информационная система персональных данных, обеспечивающая сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица. С 30.06.2018 банки , соответствующим критериям , установленным абз. 2 — 4 п. 5.7 ст. 9 ФЗ № 115, смогут использовать ЕБС для проведения идентификации своих клиентов — физических в целях ПОД/ФТ (ФЗ № 115).
    3. Банкам , соответствующим критериям , установленным абз. 2 — 4 п. 5.7 ст. 9 ФЗ № 115, предоставляется право открывать и вести счета (вклады) клиентов — физических лиц, предоставлять кредиты клиентам — физическим лицам, а также осуществлять переводы денежных средств по таким счетам по их поручению без их личного присутствия после проведения идентификации клиентов — физических лиц путем установления и подтверждения достоверности сведений о них, определенных ФЗ № 115, с использованием единой системы идентификации и аутентификации ( ЕСИА ) и единой биометрической системы ( ЕБС ) в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
    4. Банкам предоставляется право обновлять информацию о клиенте — физическом лице с его согласия посредством единой системы идентификации и аутентификации ( ЕСИА ).
    5. 1) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

      1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами образования, ведет учет иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации, на основании информации, получаемой от образовательных учреждений с соблюдением порядка, установленного подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, и направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами образования, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, информацию о прибытии указанных граждан в соответствующие образовательные учреждения и об их убытии из этих образовательных учреждений.

      1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

      2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

      11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

      3) дополнить новыми подпунктами 7, 8 и 9 следующего содержания:

      В случае перемены места пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания.

      6. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, расходы на депортацию производятся за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

      Федеральный закон от 25 июля 2002 г

      5) содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

      5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

      Статья 23. Документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина