Связь и сигнализация на судне

Блог

Пожарная сигнализация предназначена для обнаружения очага пожара в самом начале его возникновения. Пожарная сигнализация особенно необходима в помещениях где почти не бывает людей (грузовые трюмы, кладовые, малярные и т. п.). В систему пожарной сигнализации входят устройства, приборы и оборудование, служащие для автоматической передачи на пост управления судном и центральный пожарный пост (ЦПП) сигналов о начавшемся пожаре и месте его возникновения или о наличии реальной пожарной опасности в каком-либо отсеке или помещении судна.

Наиболее распространенным является дифференциальный температурный извещатель (рис. 5.42, в).

Внутренняя полость его корпуса разделена мембраной 3 на две камеры. Верхняя камера 4 сообщается с помещением, а нижняя 1 (с глухими стенками) соединена с ней через втулку 2 с несколькими отверстиями очень малого диаметра. На втулке укреплен стержень 7, который упирается в подвижный контакт 6. Винт 5 служит упором, ограничивающим перемещение подвижного контакта.

В качестве чувствительного элемента используется биметаллическая пластинка 2, закрепленная на фарфоровом или пластмассовом основании 1. Верхний слой пластинки сделан из материала с малым коэффициентом линейного расширения, а нижний — с большим. Поэтому при повышении температуры пластинка прогибается вниз. Когда температура достигнет заданного предельного значения, подвижный контакт 3 соприкоснется с неподвижным 4 и замкнет цепь. Контакт 4 выполнен в виде регулировочного винта, имеющего на диске шкалу настройки. С помощью винта можно настраивать извещатель в пределах от 303 до 343 К (от 30 до 70 ° С).

Сигнальный аппарат 2 установлен в охраняемом помещении. Аккумуляторные батареи 1 и 10 включены в электрическую сеть. Благодаря наличию значительного электрического сопротивления 4 ток проходит в основном через цепь с извещателем, поэтому в ветвях сила тока оказывается недостаточной для работы пожарного гонга 6, сигнального колокола. S и красных ламп 5 и 9. Когда сигнальный аппарат разомкнет электрическую цепь, соленоиды 3, 7 к 11 замыкают контакты ветвей (соленоид 3 шунтирует сопротивление 4) и электрический ток поступает в сигнальную сеть, приводя в действие соответствующие аппараты, находящиеся в ЦПП. Каждой зажигающейся краской лампе соответствует свой номер охраняемого помещения.

Судовая пожарная сигнализация делится на сигнализацию обнаружения пожара — подача сигнала с места возникновения пожара в ЦПП; сигнализацию оповещения — уведомление экипажа, пассажиров и производственного персонала о возникновении пожара на судне; сигнализацию предупреждения — оповещение экипажа и производственного персонала о пуске в действие одной из систем объемного пожаротушения. К судовой пожарной сигнализации также относятся устройства ручной пожарно-извещательной сигнализации, позволяющие лицу, обнаружившему пожар, немедленно сообщить об этом в ЦПП; авральная сигнализация (колокола громкого боя, ревуны и пр.), предназначенная для сообщения всему личному составу судна о возникновении пожара.

Чаще всего на судах используется предусмотренная Правилами Регистра СССР сигнализация, с извещателями, реагирующими на температуру окружающей среды. На рис. 5.41 приведена принципиальная схема устройства пожарной сигнализации.

Пожарная сигнализация

Конструкции некоторых сигнальных аппаратов приведены на рис. 5.42. Простейший максимальный температурный извещатель (рис. 5.42, а) представляет собой ртутный термометр с впаянными платиновыми контактами. При повышении температуры до определенного значения столбик ртути, расширяясь, достигает верхнего контакта и замыкает электрическую цепь. Максимальный извещатель термостатического типа представлен на рис. 5.42, б.

Сигнал, поданный автоматической или ручной пожарной сигнализацией, поступает на специальный щит соответствующего поста и фиксируется на нем. Сигнал тревоги личному составу (сигнализация оповещения) может подаваться с поста вручную или автоматически. Машинные, котельные и насосные отделения, а также другие пожароопасные места должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией. Датчики ручной пожарно-извещательной сигнализации устанавливают в коридорах и вестибюлях жилых, служебных и общественных помещений.

При постоянной температуре воздуха контролируемого помещения давление в обеих камерах одинаково и контакт 6 замкнут с неподвижным контактом. Если же температура воздуха в помещении интенсивно повышается, воздух в корпусе извещателя нагревается. Из верхней камеры 4 он может свободно выходить через каналы в стенках корпуса. Выход же воздуха из камеры 1 возможен только через отверстия малого диаметра во втулке 2. Поэтому возникает разность давлений, под действием которой мембрана 3 прогибается вверх и стержень 7 отодвигает контакт 6 — цепь размыкается, вследствие чего в систему сигнализации подается импульс. Если температура воздуха помещения изменяется с небольшой скоростью, воздух из камеры 1 успевает вытекать из отверстия втулки 2 и контакты не размыкаются.

Рис. 5.41. Принципиальная схема работы электрической сигнальной системы

Кроме электрической системы сигнализации на судах применяются противопожарные дымовые системы, основанные на контроле задымленности воздуха с помощью сигнального аппарата пожарного поста. В этом случае сигнал пожарной опасности подается самим воздухом, засасываемым из помещения в сигнальный аппарат.

Световая сигнализация используется в темное время суток, когда другими средствами связи нельзя передать сообщение. Каждой букве русского алфавита присвоено определенное сочетание, состоящее из набора точек и тире, передаваемых прожектором, сигнальным прибором или клотиком.

Пиротехническая сигнализация или пиротехнические средства служат для подачи сигналов о местонахождении судна или при бедствии судна. Пиротехнические средства разделяются на дневные (густой оранжевый дым) и ночные (ярковидные звезды или пламя).

Наличие пассивных радиолокационных отражателей на маломерных судах имеет решающее значение в спасательных операциях по розыску судов, унесенных в море.

И — «Я собираюсь делать сообщение по семафору»

На маломерных судах для подачи сигналов, привлечения внимания, указания своего места нахождения в тумане (плохой видимости), при отсутствии визуальной сигнализации применимы все виды автомобильных сигналов, свистки, сигнальные рожки, колокола. Дальность слышимости автомобильного сигнала 1 миля, рожка — 0,5 мили, свистка — в два раза дальше слышимости голоса, электрических, воздушных сирен и паровых гудков — 2 км.

Рис. 149. Использование светосигнального зеркала. а — совмещение солнечного пятна; б — подача сигналов

Для подачи сигнала отвинчивается колпачок патрона и резким движением выдергивается кольцо со шнуром. Все патроны при подаче сигнала необходимо держать от себя по ветру.

Д«Держитесь в стороне от меня. Я управляюсь с трудом»

ЗПредупредительный сигнал вызова береговой станции

ПВ море: «Ваши огни погасли». В порту: «Экипажу собраться на судно»

Радиолокационные пассивные отражатели, установленные на парусных, гребных, деревянных, пластмассовых лодках, также относятся к средствам сигнализации, по которым судоводители судов, где установлены судовые радиолокационные станции, обнаруживают маломерные суда. Установка пассивных радиолокационных отражателей необходима для своевременного обнаружения маломерного судна судами большого флота как на открытых водных пространствах, так и на внутренних водных путях. Известно много случаев, когда своевременное обнаружение маломерного судна при плохой видимости и в тумане предупреждало столкновение мелких судов с крупными при изменении последним своего курса.

Пассивный радиолокационный отражатель состоит из трех металлических точно взаимно перпендикулярных дисков диаметром 240 мм и толщиной 1 мм. К одному из дисков прикрепляется стальная трубка диаметром 50 мм и длиной 130 мм. Она насаживается на деревянный двухметровый шток, который вместе с отражателем устанавливается вертикально на мачте.

Рис. 152. Такелажный инструмент 1 — свайка, 2 — мушкель, 3 — полумушкель, 4 — драек, 5 — лопатка, 6 — нож

Плоский узел употребляется для связывания тросов различной толщины, например, проводника с буксиром (чаще для этого применяется выбленочный узел с обратной петлей для развязывания).

Стопорный узел применяется при креплении фалиней шлюпок, когда подается один буксирный трос на несколько шлюпок.

С«Мои машины работают полным ходом назад»

Шлюпочная парашютная ракета РБ-40Ш взлетает на высоту не менее 200 м, горит ярко-красным огнем и медленно опускается на парашюте. Продолжительность горения 35 сек. Дальность видимости сигнала 10—15 миль.

К световой сигнализации относится также светосигнальное зеркало (гелиограф), которое представляет собой прибор, позволяющий подавать отраженные зеркалом лучи в виде световых сигналов на расстоянии до 20 миль. Основан этот прибор на наведении отражения солнечного диска («зайчика») на интересующий объект. Сигнальное зеркало состоит из двух скрепленных на шарнире металлических пластинок, поверхность одной из которых хромирована и отполирована. Пластинка имеет визирное отверстие. Для подачи сигналов зеркало следует держать в руке таким образом, чтобы в его визирное отверстие на верхней створке было видно судно или самолет, которым подается сигнал (рис. 149, а). Чтобы «зайчик» упал на цель и на судне или самолете заметили ваш сигнал, необходимо развернуть зеркало так, чтобы луч, прошедший через визирное отверстие и отраженный от нижней створки на внутреннюю поверхность верхней створки в виде светлого кружка, совпал с визирным отверстием (рис. 149,6).

На маломерных судах связь и сигнализация необходимы для связи с берегом и другими судами, для подачи сигналов бедствия.

Точка передается коротким нажатием ключа, замыкающего электрическую цепь. Тире должно быть в три раза продолжительнее точки.

Связь и сигнализация на судне

К средствам визуальной связи относится флажная и световая сигнализации.

Не обязательно при плавании на открытых водных пространствах иметь все вышеуказанные средства пиротехнической сигнализации, но как минимум 1—2 средства из каждой из вышеперечисленных пиротехнических групп надо иметь на судне. Можно иметь одно средство, надежно заменяющее другое. Это необходимо для случая подачи сигнала бедствия. Во избежание пожара зажигать пиротехнические сигналы нужно только за бортом с подветренной стороны судна.

Одновременно якорем реле КА поворачивается сигнальное устройство и против смотрового окна устанавливается сигнализационный бленкер. При перегорании лампы HL реле КА теряет питание, его замкнувшийся контакт замыкает цепь питания звонка.

Рис. 17.8. Расположение навигационных огнй, зажигаемых во время хода на

Рис. 17.9. Схема подключения отличительного фонаря через контактный коммутатор

Если такое судно имеет ход, то дополнительно к этим огням зажигают бортовые и кормо­вой огни. Различные навигационные огни зажигают на судах при буксировке, лове рыбы, производстве дноуглубительных работ и т. п.

Для обеспечения безаварийного и безопасного судовождения все суда снабжают навигационными огнями, предусмотренными Между­народными правилами предупрежде-

При стоянке судна на якоре в темное время зажигают 2 белых огня кругового дейст

рях применяют­ся меры, исключающие.самоотвинчивание ламп.

и левого ( красный ) бортов; 5 – кормовой ( гакобортный ) белый

Каждый фонарь включается в коммутаторе по рассмотренной схеме, звонок являеn-

Расположение навигационных огней на судне в темное время суток дает возмож-

Контактный коммутатор сигнально-отличительных фонерей

При этом поворачивается визуальное устройство, уводя из смотрового окна блен-

Средства радиосвязи на судне размещаются в специальных помещениях, называемых радиорубками, расположенных в непосредственной близости от ходовой или штурманской рубки, и по назначению делятся на главные (навигационные), эксплуатационные, общие и аварийные.

Двусторонняя связь позволяет осуществлять с двух пунктов как передачу, так и прием речи.

Передатчик-приемник машинного телеграфа (рис. 76) устанавливается на специальных колонках в командном пункте управления судном (в ходовой рубке и на крыльях ходового мостика) и предназначается для передачи приказаний в исполнительные посты и приема от них ответа о принятии приказаний.

Телеграфная связь на судах может быть ручного и автоматического действия.

Световая связь состоит из приборов направленного и ненаправленного действия. Светосигнальными приборами ненаправленного действия являются: клотиковый фонарь, расположенный на верхней части (ноке) мачты – клотике, стояночные огни и пр. Пиротехнические средства сигнализации применяются для оповещения и опознавания. Передача сигналов пиротехническими средствами (одно-, двух-, и трехцветными сигнальными патронами ночного и дневного действия производится по таблицам условных сигналов).

3) передачи ответа исполнителя, подтверждающего правильное понимание приказания;

Электрические телеграфы и указатели являются на судне автономными установками, предназначенными для:

Звуковая сигнализация (сирены, мегафоны, свистки, гудки, судовые колокола и туманные горны) применяется при плохой видимости (туман, дождь, снег), когда средства зрительной связи не могут быть использованы для предупреждения столкновения судов в море.

Все судовые огни разделяются на ходовые, якорные и аварийные (рис. 77).

Громкоговорящая связь, как и телефонная, может быть односторонней и двусторонней.

К ходовым огням гражданского морского судна с механическим двигателем относятся: два топовых огня белого цвета – передний, размещенный на фок-мачте на высоте не менее 6 м над ватерлинией, и задний – на грот-мачте на 4,6 м выше переднего; бортовые отличительные огни, размещенные на крыльях ходового мостика – по правому борту – зеленого, а по левому борту – красного цвета с дальностью видимости не менее двух миль и сектором освещения вперед 112,5° на каждый борт; кормовой гакабортный огонь белого цвета, расположенный в диаметральной плоскости судна на рубке юта или на планшире леерного ограждения.

Автоматическая телефонная связь обычно применяется для повседневной связи с жилыми и служебными помещениями судна. В соответствии с количеством абонентов: 10, 20, 50, 100 и т. д. автоматические станции подразделяются на КАТС-10, КАТС-20 и т. д.

Требования и процедуры по организации связи судна с Компанией определяются в соответствующих Руководствах и инструкциях судоходной компании.

При нахождении судна в море радиосвязь капитана с «назначенным лицом» осуществляется по выделенным Компанией каналам связи.

О каждом таком «инциденте», как и о любом другом несоответствии, требованиям установленной СУБ, капитан должен сообщать Компании для анализа, определения «выявленных рисков», которые могут привести к аварии или загрязнению среды, и для разработки мер борьбы с этими рисками.

По сообщениям из Норвегии, у парома «Секкельс-Фиорд» возникли серьезные проблемы при заходе в порт, когда автоматически управляемые «винты регулируемого шага» не слушались команд с ходового мостика. Все проблемы исчезли, когда четырех водителей автотрейлеров попросили выключить мобильные телефоны.

Компания и судно максимально используют возможности современных средств связи в интересах:

  1. «Дисп море» — о нахождении судна в пути;
  2. «Дисп порт» — о работе судна в порту;
  3. «Дисп отход» — об отходе судна из порта и грузах (пассажирах), принятых в порту отхода;
  4. «Дисп контр», «контр море», «контр прих», «контр отх» — промежуточные контрольные сообщения.
  5. При нахождении судна в порту капитан может использовать для связи с «назначенным лицом» любые доступные и эффективные виды связи, включая телефон, телеграф, телекс, факс, связь через береговые радиостанции, и др.

    Береговая Охрана США предупреждает, что передачи мобильных спутниковых телефонов могут блокировать либо интерферировать с радиосигналами, предназначенными для бортовых АПИ GPS/dGPS, и имеют достаточный потенциал негативного воздействия на безопасное плавание судов, которые используют сигналы GPS/dGPS для автоматического определения местоположения, для управления работой авторулевого в режиме «стабилизации судна на заданной траектории», для ввода информации в транспондеры «AIS». Даже при ограничении полосы частот мобильных телефонов их интерференция с сигналами GPS/dGPS остается возможной, а воздействие нескольких мобильных телефонов может иметь «кумулятивный» («накапливающийся») эффект на функционирование АПИ «GPS».

    В соответствии со стандартами «ITU» и Федеральной Комиссии по связи США (US Federal Communications Commission — «FCC»), мобильные спутниковые телефоны работают на частотах в диапазонах 1525-1559 МГц и 1610-1660.6 МГц. Проблема заключается в том, что эти частоты примыкают к частотному диапазону СРНС «NAVSTAR/GPS» (1559-1610 МГц), причем зафиксированы ситуации, когда сигналы ручных мобильных телефонов попадали в частотный диапазон «GPS» и превосходили по мощности сигналы навигационных спутников.

    Любой случай на борту, включая отказ, повреждение, неисправность, ненадежное функционирование судовых устройств и систем, судового оборудования (включая важное навигационное оборудование), который снижает или ухудшает общую эксплуатационную эффективность судна, должен фиксироваться в судовом журнале и рассматриваться как «инцидент», который может представлять угрозу для безопасности и окружающей среды до тех пор, пока не будет устранен.

    Связь судна с компанией

  6. Пересмотреть их нормативную базу по безопасности на море для того, чтобы способствовать подаче сообщений о ситуациях, близких к аварийным, без опасения за ответное действие или наказание;
  7. Призвать компании, эксплуатирующие суда под их флагом, не наказывать лиц, сообщающих о ситуациях, близких к авариям;
  8. Призвать компании, эксплуатирующие суда под их флагом, ввести процедуры, по которым лица (капитаны судов) должны сообщать о ситуациях, близких к авариям, только «Назначенному лицу» компании, а «Назначенное лицо» должно выдавать сведения о таких сообщениях только в анонимной форме.

При нарушении графика контрольных выходов на связь по какому- либо судну оператор докладывает дежурному диспетчеру, объявляется радиопоиск, а в необходимых случаях — и другие предусмотренные инструкцией меры.