Закон о подушной подати

Блог

Подушная подать была преемницей подворной, распределявшейся и при Петре I по устарелой переписи 1678 г. Податная фикция, длившаяся до наших дней, не могла пройти бесследно для народного сознания. Два века податной плательщик недоумевал, за что и с чего, собственно, он платит. Посошков пишет, что даже господа дворяне не понимали, что такое крестьянский двор как платежная единица: одни считали дворы по воротам, а другие по избным дымам, не додумываясь до того, что крестьянский двор — это «земляное владение», земельный участок. Ревизская душа была еще непонятнее тяглого двора, и какие бы замысловатые толкования ни вкладывал народ в такие финансовые учреждения, оставался вопрос, зачем это приказные люди придумывают таких плательщиков, которые за себя платить не могут. Государственная повинность превращалась в своенравное требование начальства. Государство, загораживаемое канцелярией, отдалялось от народа, как что-то особое, ему чуждое: плохая школа для воспитания чувства государственного долга в народе, и чичиковские мертвые души были заслуженным эпилогом этого «душевредства душевных поборов», как ядовито определил подушную подать все тот же Посошков. Исполнение податной реформы Петра I усиливало это впечатление. В оправдание подушной подати выставлялась двоякая цель: уравнение подданных в казенных платежах и увеличение казенных доходов без отягощения народного. Но указы о подушной подати с крестьян не разъясняли, что такое ревизская душа — счетная ли только или и раскладочная единица; лишь указ 1722 г. о подати с посадских людей пояснил: «А им верстаться между собою городами по богатству». С сельского населения подушная взималась по точному смыслу ее названия: не только высчитывалась в сметах по количеству душ, но и при сборе раскладывалась прямо по душам, а не по работникам.

Шли жалобы на «отягчение и неравенство в народе», на то, что скудный крестьянин с 3 малыми сыновьями должен платить вдвое больше богатого с одним сыном. Однообразный уравнительный налог на деле усиливал естественное неравенство семейных составов и состояний. Трудно определить тяжесть подушного налога сравнительно с подворным по несоизмеримости этих окладных единиц и по недостатку данных. Можно думать, что Манштейн, многопомнивший и слышавший о последних годах Петра, в записках своих передал мнение его современников о подушном налоге, написав, что Петр принужден был собирать двойную подать против прежней. Это вывод, взятый глазомером, а не точным расчетом. Подворный налог чрезвычайно разнообразился по местностям и разрядам плательщиков. Дворы посадские и дворцовые были обложены тяжелее черносошных и церковных, а эти — тяжелее помещичьих. Притом и однородные дворы в разных областях платили неодинаково: в Казанской губернии на помещичий двор падало в среднем окладных налогов 49 копеек, а в Киевской — 1 рубль 21 копейка. Этой видимой цифровой неравностью отчасти уравнивалось различие местных экономических условий. Огромная убыль дворов, обнаруженная переписью 1710 г. в центральных и северных губерниях, разрушила всякую уравнительность. Там при продолжавшемся подворном обложении по переписи 1678 г. уцелевшим дворам приходилось платить почти вдвое, оплачивая опустелые дворы, а в губерниях Киевской, Казанской, Астраханской и Сибирской, где оказался прирост дворов, подворные платежи понижались. При столь сложных и даже запутанных условиях подушная подать отозвалась неодинаково на разных плательщиках: она вообще повысила прямой налог, но иным лишь на нечувствительный процент, а другим вдвое, втрое и даже больше. Средний подворный налог на крестьянский двор по трем губерниям. Архангельской, Казанской и Киевской, около 1710 г. значительно превышал половину подушного сбора со среднего 4-душевого крестьянского двора (190 и 74х4=296 копеек).

Петр был, кажется, довольно равнодушен к экономической и юридической выработке новой системы обложения; его больше занимала интендантская сторона дела — довольствие армии и флота. Он не понимал вопроса о согласовании военного расхода с платежными силами народа. На русского плательщика он смотрел самым жизнерадостным взглядом, предполагая в нем неистощимый запас всяких податных взносов. Прожектеры и прибыльщики писали ему, что его «низкие подданные» зело суть отягчены и, если больше будут отягчены, останется земля без людей, а он в 1717 г. пишет Сенату из Франции, что «и без великого отягощения людям денег сыскать мочно»; понадобятся деньги — прибавить временно пошлины на всякие промыслы, ввести «поголовщину по городам и иные сему подобные, от чего разоренья государству не будет», а где объявится растрата, «чтоб немедленная инквизиция была и экзекуция». Не задумываясь над сравнительными удобствами или неудобствами разных окладных единиц: двора, семьи, работника, души, предоставляя это Сенату, Петр видел в податном вопросе только два предмета: солдата, которого надо содержать, и крестьянина, который должен содержать солдата. В ноябре 1717 г., быв в Сенате, Петр I сам написал указ, изложенный тем летучим стилем, который поддавался только опытному экзегетическому чутью сенаторов: «Распорядить сухопутное войско и рекруты морские, кроме жалованья, и провиант на крестьян, скольких душ или дворов один, что удобнее будет, солдат и драгун и офицер по рангам кроме генералитета, применяяся к податям нынешним, ибо как сие положится, от прочих всех податей и работ свободны будут». Итак, все прямые налоги предполагалось заменить одним военным, подворным ли или подушным, все равно или еще не было решено; этот налог распределялся на крестьян по расчету стоимости содержания солдата, драгуна и офицера. Через несколько дней предпочтено было распределение по душам, «работным персонам», и Сенат, толкуя указ Петра, 26 ноября 1718 г. предписывал перечислить все сельское пахотное население мужского пола, всех «не обходя от старого до самого последнего младенца».

Подушная подать и итоги финансовой реформы Петра I (по лекциям В. О. Ключевского)

Благодаря своим финансовым мерам Петр увеличил значительно сумму государственного дохода. В самом конце XVII в. доходы государства немного превосходили 2 000 000 руб.; в 1710 г. казна получила 3 134 000 рублей. По исчислению 1722 г., доходы возросли уже до 7 850 000 руб., по исчислению же 1725 г. – до 10 186 000 руб. [Чтобы правильно понять соотношение этих цифр, надобно знать, что в первые годы XVIII в. Петр «испортил» монету – с целью увеличения правительственных средств. Ранее «ефимок» (талер) равнялся в среднем русской полтине; Петр из талера чеканил целый рубль (с надписью «монета новая» или «монета добрая» – «цена рубль»), а полтину чеканил в полталера. Таким образом, количество серебра в рубле уменьшилось вдвое, а соответственно понизилось и достоинство рубля.] Громадные дефициты первых лет XVI II в. уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах.

Рубль серебром с изображением Петра I, 1723

При всех неудачах в этой сфере Петр сделал, однако, большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками; в XVII в. только смутно чувствовали необходимость экономической реформы и лишь немногие люди сознавали, по какому пути она должна идти. Петр сделал эту реформу одной из главных задач правительственной деятельности, ясно поставил вопрос и указал, где и как надо искать его разрешения. В этом его большая заслуга.

Закон о подушной подати

Но государственные доходы Петру I все-таки удалось значительно увеличить. Это было достигнуто путем увеличения косвенных налогов и реформы прямой подати. Что касается до косвенных налогов, то Петр не только не уменьшил старых платежей, но нашел еще и новые предметы обложения. После 1700 г. соляные промыслы, пчельники, рыбные ловли, мельницы стали оброчными статьями государственной казны. Система казенных монополий (например, питейной и табачной) процветала при Петре и была связана с системой откупов. Нуждаясь в средствах, Петр изобретал иногда странные, с нашей точки зрения, налоги: пошлиной были обложены бороды «бородачей», которые не желали бриться; пошлины брали с бань; очень высокую цену брали за дубовые гробы, продажа которых стала казенной монополией. Раскольники должны были нести двойной податный оклад; таким образом, не только реальные потребности, но и предметы нравственного порядка стали источником казенного дохода. При Петре была создана особенная должность «прибыльщиков», на обязанности которых лежало наблюдение за правильным поступлением в казну доходов и взыскание новых предметов обложения (из таких прибыльщиков особенно заметен Курбатов, впоследствии бывший Архангельским вице-губернатором: он предложил ввести гербовую бумагу). В 1710 г. у Петра явилась мысль даже об общем и постоянном подоходном налоге, не приведенная, однако, в дело. Косвенные налоги при Петре, насколько можно судить по некоторым данным, составляли больше половины доходов государства.

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года

Мы уже знаем, как медленно и с какими затруднениями производилась перепись с ее поверкой, ревизией. От нее сохранилось несколько разновременных итогов, среди которых трудно разобраться: число душ по ним колеблется между 5 и почти 6 миллионами. Сохранилась сенатская смета подушного сбора на 1724 г., к которой в 1726 г. Камер-коллегией по указу Верховного тайного совета присоединена роспись действительных поступлений подушной подати за сметный год с обозначением недоимки по губерниям. Принятая в руководство для расквартирования полков и для податного учета 1724 г., сенатская смета с прибавленной к ней росписью представляет проверенное изображение подушной системы за первый год ее действия и за последний год жизни ее творца, без перемен, каким она подвергалась вскоре после его смерти. По этой ведомости значится всего тяглого населения 5 570 тысяч душ, в том числе городских 169 тысяч. Подушный оклад устанавливался в связи с ходом переписи: рассчитанный сначала в размере 95 копеек, он потом спустился до 74 копеек; с целью уравнять в тягостях все души на государственных крестьян взамен платежей владельцам положен был дополнительный 4-гривенный сбор; городские тяглые обыватели платили по 1 рублю 20 копеек с души.

Но, заботясь об увеличении народного благосостояния, Петр I не мог выжидать, пока улучшение народного хозяйства естественным путем увеличит государственные доходы. Война требовала больших средств. Потребности государственной казны становились, таким образом, в коллизию с интересами народного хозяйства. Петр против желания был вынужден увеличивать доходы казны и все более эксплуатировал платежные силы народа, создавая новые налоги и строже взыскивая старые подати. Поэтому, несмотря на постоянные заботы Петра об увеличении народного благосостояния, экономическое положение народа очень терпело от финансовых мер правительства. По мнению податного народа, при Петре стало тяжелее жить: «Тягота на мир, рубли да полтины, да подводы». И по соображениям исследователей, при Петре подати были увеличены значительно. К увеличению податных тягостей присоединились злоупотребления администрации, взимавшей подати. Хотя Петр жестоко карал за эти злоупотребления, однако совсем прекратить их не мог. Народ от государственных тягот или уходил в казаки, или брел в пределы Польши, и побеги при Петре приняли большие размеры.

Итак, экономическая и финансовая политика Петра I привела к различным результатам. Руководимый мыслью улучшить обстановку и расширить сферу деятельности народного труда, Петр был поставлен в трудное положение: финансовые интересы страны прямо противоречили экономическим потребностям населения. Стараясь поднять экономическое благосостояние народа, Петр в то же время был вынужден сурово эксплуатировать его платежную способность. Военные и другие нужды государства требовали немедленного удовлетворения, немедленных и усиленных сборов, а экономическое положение народа можно было поднять лишь продолжительными усилиями. Вот почему Петр добился более осязательного результата в том, что требовало скорого решения, – в финансах; между тем как в деле экономических реформ он успел посеять только семена плодотворных начинаний и почти не видел их всходов, напротив, чувствовал, что его финансовые меры иногда еще более расстраивают то самое народное хозяйство, процветания которого он искренно и сильно желал.

Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств.

Внутри страны организовывались частные и государственные монополии — аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные — для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить все налоги в двойном размере. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.

Налоговая реформа Петра I

Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.

Сбором доходов от монетной и горной регалий заведовала Берг-коллегия.

Камер-коллегия осуществляла надзор за государственными доходами, следила за окладными и неокладными поступлениями. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.

Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.

носительно торговли и промышленности, остальные же неяс-

налог с наследства в 1882 г., дополнительные сборы с торгов-

ет всего 5 млн. руб. а в Англии тот же налог дает 150 млн.

следованию нарушений уставов о крепостных пошлинах и гер-

Податной инспектор

В 1897 году по закону 0 января был введен институт

помощника податных инспекторов: последние или состоят при

тельными препятствиями, так как уездные власти старались

нительные органы казенных палат, эти должностные лица г,

ратой или его помощник. Только при совершенной невозмож-

ная аттестация институту податных инспекторов. Отмеча-

казны и за исполнением общественными и сословными учре-

Теперь разъяснено, что руководство, непосредственный

-декабрь 1881г. — Указы о понижении выкупных платежей и об обязательном выкупе крестьянских наделов.

-декабрь 1893г. — принятие Закона о неотчуждаемости крестьянских наделов, формально запретившего выход крестьян из общины без её согласия.

Какие меры по крестьЯнскому вопросу были приняты в царствование Александра 3

-май 1882г. — Указ о постепенной замене подушной подати другими налогами, учреждение Крестьянского поземельного банка.

-июнь 1886г. — издание Положения о найме на сельские работы, предусматривавшего составление «договорного листа».

-январь 1887г. — окончательное прекращение взимания подушной подати.

Россия позднее всех вступила на путь капиталистического развития, но проходила Его в более сжатые сроки. Относительно быстрое развитие капитализма в пореформенной России шло под сильным влиянием капиталистических стран запада, с использованием их технических достижений и инвестиций иностранного капитала в русскую экономику, но сохранение крепостнических пережитков и разнообразие в экономическом, этическом и культурном отношении регионов огромной страны обусловили неравномерность и незавершенность развития российского капитализма, многоукладность экономики, тесное переплетение старых и новых форм, сложность социальной структуры, и как следствие всего этого, особую остроту социальных противоречий.

Остановить распад системы «государственного социализма», выправить отдельны его «деформации», отказаться от наиболее нелепых и жестоких его сторон. Было принято решение провести реформу политической системы. (1988 )В высших эшелонах власти произошли кадровые изменения. Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Выдвинулись новые политики: Рыжков, Яковлев, Ельцин С течением времени стало ясно, что заставить работать изжившую себя командно-административную систему нельзя. Встала необходимость ее демонтировать, был провозглашен курс на создание социалистического правового гос-ва, разделение властей, создание советского парламентаризма.

Важной задачей в области внутренней политики в 1991-1992 гг являлось оформление российской государственности. 12 декабря 1993 была принята новая конституция россии, согласно которой главой гос-ва является президент, обладающий правом

Учреждается новый высший орган законодательной власти — съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились на альтернативной основе. Депутаты предложили ряд идей, где центральной стала — идея правового гос-ва(равенство всех перед законом). Был введен пост президента СССР. Но началась политическая борьба, т. к. новшества противоречили с системой советов. Был провозглашен курс на «гласность», поэтому формируются политические партии самого широкого спектра. Основная борьба развернулась между либералами и коммунистами. Коммунисты призывали к преимущественному развитию собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления. Либералы («демократы») выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике. Реформа политической системы неуклонно вела к еще большей активизации национального движения.

Вересаева «Записки врача». Она имела сенсационный успех.

Индустриализация — процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей, которые производят орудия и средства производства. Курс на индустриализацию был принят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 года. Съезд поставил задачу превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их, и на этой основе добиться технико-экономической независимости Советского Союза от капиталистических стран. Индустриализация предполагала также значительное укрепление обороноспособности СССР, оснащение Красной Армии современным оружием и боевой техникой. Предполагался также значительный рост рабочего класса, который коммунистическая партия постоянно называла ведущей силой советского общества, авангардом строительства социализма. Отмечалась также необходимость значительного улучшения уровня и условий жизни широких слоев трудящихся, ради которых, собственно, и строился социализм. Первая пятилетка осуществлялась в 1928 —1932 годах. Главная задача — превращение страны из аграрной в индустриальную. И без того высокие темпы развития промышленности (18-20% в среднем за год) в ходе пятилетки неоднократно пересматривались в сторону значительного повышения, что оказалось невыполнимым. Важнейшей проблемой пятилетки стало изыскание средств для осуществления индустриализации. Во второй пятилетке началось стахановское движение, направленное на максимальное использование новой техники и повышение производительности труда. Официально было объявлено, что вторая пятилетка, как и первая, была выполнена досрочно, за 4 года и 3 месяца, хотя это не соответствовало действительности. Крайне отрицательно на результатах пятилетки сказались массовые репрессии хозяйственных кадров, занимавших руководящие должности в экономике. Были арестованы практически все заместители наркома тяжелой промышленности С.Орджоникидзе, а сам он из-за разногласий со Сталиным покончил с собой в 1937 году.

Нство сохраняет все свои привилегии

В результате этих мер объединение в колхозы действительно приобрело массовый характер, что дало повод Сталину в ноябре того же 1929 года выступить с заявлением о том, что середняк пошёл в колхозы.

отчаяния, несоответствие между тем, к чему его готовили, и тем, что он увидел в жизни,—обо всем этом рассказано в «Записках врача» ярко и откровенно Сложнейшие морально-общественные проблемы, возникшие перед молодым врачом, автор рассматривал не с узкопрофессиональных позиций. Остро, талантливо говорил он о задачах и возможностях медицинской науки, стремился правдиво показать положение врача в обществе, его взаимоотношения с больными и здоровыми, его моральные обязательства перед ними. Книга заставляла думать, искать ответ на поставленные в ней вопросы

С октября 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. При этом в качестве плана на первую пятилетку был принят не проект, разработанный Госпланом СССР, а завышенный вариант, составленный ВСНХ не столько с учётом объективных возможностей, сколько под давлением партийных лозунгов. В июне 1929 года началась массовая коллективизация (противоречившая даже плану ВСНХ) — она проводилась с широким применением принудительных мер. Осенью она дополнилась насильственными хлебозаготовками.

законодательной инициативы и формирования правительства. Законодат. Орган —

Общественно-политическая мысль в эпоху модернизации: поиска путей социального развития России.

для научного исследования — «История врачебного дела в России».