Закон об административных барьеров

Блог

В I чтении принят законопроект об исключении административных барьеров при осуществлении процедуры эмиссии ценных бумаг

вносятся взаимосвязанные поправки в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, федеральные законы "Об акционерных обществах", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О несостоятельности (банкротстве)", "Об ипотечных ценных бумагах" и некоторые другие законодательные акты.

устанавливается, что эмитент и регистратор несут солидарную ответственность за убытки, причиненные инвесторам и/или акционерам в результате нарушения требований законодательства при регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций регистратором;

устанавливаются требования к проспекту эмиссии ценных бумаг, к внесению изменений в решение о выпуске ценных бумаг;

определяются особенности эмиссии акций при учреждении акционерного общества и особенности эмиссии облигаций;

устанавливается, что документы для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, проспекта ценных бумаг, программы облигаций, документа, содержащего условия размещения эмиссионных ценных бумаг, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, и изменения, вносимые в указанные документы, могут представляться для регистрации в электронной форме;

предусматривается, что эмиссионные ценные бумаги могут быть только бездокументарные, права владельцев которых закрепляются в решении об их выпуске;

уточняются особенности получения дивидендов в денежной форме по акциям, а также доходов в денежной форме и иных денежных выплат по облигациям;

предусматривается возможность выпуска облигаций без определения в решении о выпуске облигаций срока их погашения;

предусматриваются особенности регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг регистрирующими организациями;

уточняются определение понятия "депозитарная деятельность", существенные условия депозитарного договора;

устанавливается, что депозитарий, осуществляющий централизованный учет прав на облигации, в случае отсутствия представителя владельцев облигаций заявляет требования от имени владельцев облигаций в деле о банкротстве эмитента облигаций или лица, предоставившего обеспечение по таким облигациям, представляет интересы владельцев таких облигаций в деле о банкротстве эмитента облигаций или лица, предоставившего обеспечение по таким облигациям, и совершает все необходимые действия в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

Поправками, которые вносятся в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", в частности:

предусматривается освобождение эмитентов от обязанности представления уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (данная обязанность законопроектом возлагается на организации учетной системы (регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг эмитента, или депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на ценные бумаги эмитента);

устраняется дублирование фиксации условий размещения ценных бумаг в проспекте ценных бумаг и в решении о выпуске ценных бумаг;

из Федерального закона "О рынке ценных бумаг" исключается перечень существенных фактов, подлежащих раскрытию эмитентами, при этом закрепляется, что требования к раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах, в том числе к составу и содержанию такой информации, будут определяться нормативными актами Банка России;

предусматривается, что документы для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, проспекта ценных бумаг, программы облигаций, документа, содержащего условия размещения эмиссионных ценных бумаг, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, и изменения, вносимые в указанные документы, могут предоставляться в Банк России или регистрирующую организацию в электронной форме;

В Госдуму внесен законопроект об исключении административных барьеров при осуществлении процедуры эмиссии ценных бумаг

в понятие биржевых облигаций, помимо облигаций без залогового обеспечения, включаются облигации с ипотечным покрытием;

исключается деление эмиссионных ценных бумаг на документарные и бездокументарные. Также из Федерального закона "О рынке ценных бумаг" исключается сертификат как документ, удостоверяющий права владельцев на эмиссионные ценные бумаги, при этом документом, содержащим сведения о правах владельцев ценных бумаг, будет являться только решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

закрепляется возможность установления Банком России различных требований к проспекту ценных бумаг в зависимости от вида, категории (типа) ценных бумаг, вида основной деятельности эмитента, в зависимости от того, является ли эмитент субъектом МСП, раскрывает ли эмитент информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, а также в зависимости от количества размещенных эмитентом в течение года выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг;

предусматривается возможность составления кратких проспектов ценных бумаг в случае, если эмитент в соответствии с требованиями законодательства уже раскрывает ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактах;

предлагается предоставить право осуществлять регистрацию выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ регистраторам, которые осуществляют ведение реестра акционеров соответствующих акционерных обществ;

отменяется ограничение по сроку размещения облигаций в течение одного года с даты регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, а также вводится возможность допуска коммерческих облигаций к организованным торгам в процессе их обращения при условии регистрации биржей проспекта коммерческих облигаций;

предлагается распространить возможность осуществления эмиссии облигаций по упрощенной процедуре (в рамках программы облигаций) на любые облигации, не конвертируемые в акции;

предусматривается возможность выпуска облигаций без определения в решении о выпуске облигаций срока их погашения.

В то же время ст. 4.2 КоАП РФ предусматривает возможность установления смягчающих ответственность обстоятельств в законодательстве субъектов РФ. Это можно рассматривать как исключение из общего правила, хотя возможность установления таких исключений должна была бы учитываться и в ст.1.3, а можно расценить и как несогласованность положений разных статей КоАП.

Однако при этом к федеральному ведению отнесено установление ответственности за по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение федеральных нормативно-правовых актов. В ряде случаев это приводит к неоправданному ограничению нормотворческой самостоятельности субъектов РФ.

Законодательство РФ об административных правонарушениях

Федеральное законодательство об административной ответствености

Для подобных выводов нет необходимых оснований. Предусмотренные перечисленными законами меры ответственности следует относить к административной ответственности руководствуясь сущностными, содержательными критериями, а небрежность законодателя не должна становиться основанием для пересмотра устоявшихся в науке представлений о видах юридической ответственности.

На практике это приводит к отсутствию ответственности за правонарушения, законодательная реакция по пресечению которых на уровне субъектов могла бы быть более оперативной, нежели на федеральном уровне. Кроме того, сами законотворческие полномочия субъектов оказываются при таком подходе весьма ограниченными, поскольку федеральное законодательство, хотя бы на уровне общих принципов или рамочного правового регулирования вторгается практически в любую сферу законодательства.

  1. Другая проблема носит более прикладной характер и связана с распределением предметов ведения в области регулирования административной ответственности. Ст. 1.3 КоАП РФ исчерпывающим образом определяет предметы ведения РФ, позволяя субъектам осуществлять нормативное регулирование за пределами федеральных предметов ведения.
  • Наконец, при разграничении предметов ведения в области правового регулирования административной ответственности КоАП (ст.1.3) относит все общие вопросы и принципы, как и порядок привлечения к административной ответственности, к федеральному уровню правового регулирования.
  • Законодатель, однако, исходил из другой логики толкования Конституции. Административное законодательство по природе своей предполагает определенные ограничения прав частных лиц, однако ст. 72 Конституции РФ относит административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Следовательно, административная ответственность, как и любой другой институт административного права, может быть предметом регулирования на уровне субъектов РФ.

    1. Зачастую составами, предусмотренными КоАП, не охватываются все возможные варианты объективной стороны правонарушения. Вопрос о том, вправе ли субъекты РФ в этом случае дополнить составы КоАП (исключая дублирование ответственности) в своих законодательных актах, получает неоднозначное решение в судебной практике (см. Мицкевич Л. А. Законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях // Административная ответственность: Вопросы теории и практики / Отв. ред. Н. Ю . Хаманева. М.: ИГП РАН,2004.). Позиция Верховного Суда РФ, выраженная в Постановлении Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6), не допускает подобного нормотворчества субъектов РФ. Во всех случаях, когда речь идет либо об охране отношений, которые уже получили защиту в КоАП РФ, либо о применении ответственности за нарушение федеральных нормативно-правовых актов, субъекты устанавливать ответственность в своих нормативных актах не должны.
    2. На уровне ряда субъектов законодательство об административной ответственности кодифицировано, в других – носит разрозненный характер. Кодификация на практике ограничивается тем, что никаких общих положений в отношении своих мер ответственности субъект РФ предусмотреть не может. Следовательно, кодификация носит исключительно технический характер.

    3. Подобное распределение правового регулирования между РФ и субъектами не может не вызывать сомнений с конституционно-правовой точки зрения. Если применение мер ответственности расценивать как ограничения прав частных лиц, то в соответствии со ст. 55 ч.3 Конституции РФ они должны предусматриваться только федеральным законом.
    4. Административная ответственность остается единственным институтом административного права, законодательная основа которого на федеральном уровне кодифицирована. Основным, системообразующим актом в области административной ответственности выступает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1) (далее – Кодекс, КоАП). В соответствии с положениями этого Кодекса (ст.1.1, 1.3), административная ответственность может предусматриваться федеральными законами и законами субъектов РФ.

      Пограничная служба видит все проблемы, которые поднимает рыбацкое сообщество, и никоим образом не идет на шаги, связанные с воспрепятствованием промыслу. Об этом на мероприятии в Совете Федерации заявил замначальника управления по охране морских биоресурсов департамента береговой охраны Олег Волков.

      Правительство внесло в Госдуму проект изменения закона об исключительной экономзоне РФ. Предлагается закрепить за Федеральной службой безопасности полномочия по установлению контрольных пунктов (точек) и порядка их прохождения. При этом планируется, что ФСБ выпустит новый приказ взамен действующего.

      Оптимизация порядка прохождения контрольных пунктов, технологии госконтроля при перегрузках рыбы в исключительной экономзоне, пересечения судами границы проливных зон – вопросы, которые «заслуживают внимания», признают в погранслужбе.

      На Камчатке представители рыбной отрасли и пограничного управления обсудили, каким образом флот должен пересекать границу в уведомительном режиме до появления подзаконной базы.

      Закон об административных барьеров

      Обязательное прохождение контрольных точек для судов рыбопромыслового флота, когда весь улов доставляется на российский берег, – явно избыточная процедура, считают в Росрыбколхозсоюзе.

      Одной из основных проблем предпринимателей остается активность проверяющих, заявил на встрече с президентом Владимиром Путиным бизнес-омбудсмен Борис Титов. Плановых проверок становится меньше, но увеличивается число внеплановых — оно больше, чем в прошлом году.

      Президент Владимир Путин поручил профильной правкомиссии совместно с деловыми кругами до 1 июля 2016 г. представить конкретные предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контролирующих ведомств.

      На заседании 25 декабря Совет Федерации поддержал закон, который призван обеспечить уведомительный порядок неоднократного прохождения госграницы для флота рыбной отрасли.

      Продолжается подготовка большой реформы контроля и надзора. Среди приоритетных направлений – распространение подхода оценки рисков, развитие профилактики нарушений, систематизация требований к бизнесу.

      В профильном комитете Совета Федерации обсудили проблемы применения нормативов воды водных объектов рыбохозяйственного значения для нормирования сточных вод.

      Законопроект об уведомительном порядке неоднократного перехода через госграницу для судов, используемых в целях рыболовства, 19 декабря был принят сразу в двух чтениях – втором и третьем.

      Экспертный совет при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел рекомендации по импортозамещению на рыбном рынке, подготовленные профильной комиссией РСПП.