Закон обязательного страхования жилья

Блог

Также Концепция предусматривала в перспективе включить в перечень социальных налоговых вычетов затраты граждан на страхование жилых помещений.

Медведев потребовал решить вопрос с обязательным страхованием жилья // 30 сентября 2013, РИА Новости.

Наводнение на юге России в 2004 г., когда государству пришлось выделить из бюджета 15 млрд. рублей, и угроза его повторения, казалось бы «подтолкнет» продвижение и принятие уже готового к тому времени законопроекта 2003 г. об обязательном страховании жилья (который дальше Правительства РФ не прошел). Однако этого не произошло. Такая же судьба постигла аналогичный законопроект 2008 г., который сами разработчики отозвали из Государственной Думы ФС РФ.

Наводнение на Дальнем Востоке России стало мощной экономической детерминантой, ускорившей процесс движения концепции обязательного страхования жилья. Глава Правительства РФ, Д.А. Медведев, потребовал от подчиненных срочно подготовить предложения по данному росу, не дожидаясь новых катаклизмов, когда государству придется опять выделять по 50-60 миллиардов рублей на восстановление разрушенного стихией жилья.

Представляется возможным, часть затрат, необходимых для восстановления жилых помещений, возложить на управляющие организации, которые часто бывают частично виновными в доведении многоквартирных домов до аварийного состояния. В этом случае, можно обязать управляющие организации страховать не только риск гражданской ответственности перед собственниками помещений в многоквартирных домах, но и иные риски, связанные с доведением жилого дома до состояния, непригодного для проживания граждан.

доцент, проректор по научно-методической работе

Если говорить о формальной стороне, то препятствие создает само федеральное законодательство, так как нормативно понудить гражданина заключить договор страхования возможно только в отношении его гражданской ответственности. По этому вопросу ГК РФ дает четкое установление — законом на гражданина может быть возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество указанных в законе лиц на случай причинения гражданином вреда их жизни, здоровью или имуществу (ст.935 ГК РФ). Что касается страхования такого объекта, как имущественный интерес, связанный с владением, пользованием и распоряжением имуществом, то федеральный законодатель закрепил за ним характер добровольности.

Перспектива обязательного страхования жилья

Примером этого может служить обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, когда впервые годы данный вид страхования приносил значительную прибыль, а в настоящее время многие страховщики покинули рынок, в силу нерентабельности данного страхового продукта. По такому же сценарию может пойти и обязательное страхование жилья.

Также следовало бы учитывать тот факт, что при катаклизмах, когда приходит в негодность большая часть жилого фонда, цены на жилье значительно увеличиваются, образом и за чей счет погашать эту разницу.

Таким образом, введение обязательного страхования может привести к тому, что страховщиками станут состоятельные граждане, представляющие незначительную часть общества, и всевозможные льготники, которых государство просто не сможет заставить оплачивать страховые, в силу их социальной защищенности. В этом случае, видимость страховой защиты может понудить публично-правовые образования за счет своей казны страховать частную собственность, что, по сути, противоречит общим положениям о взаимоотношениях между различными формами собственности.

Таким образом, не меняя гражданское и страховое законодательство в целом, обязать граждан страховать свои жилые помещения не представляется возможны. Однако неформальная сторона этого вопроса так проблематична. Государство, как мы прекрасно понимаем, может устанавливать и менять правила. Во всяком случае, для него не составит большого труда сделать исключение из общего правила для института обязательного страхования жилых помещений, мотивируя это защитой наших же имущественных интересов. Действительной проблемой является то, что бремя выплат страховых премий ложится на граждан.

На сегодняшний день, согласно ст. 32 ЖК РФ, если дом признается аварийным и собственники жилых помещений в нем не могут самостоятельно его снести и построить новый многоквартирный дом, эта обязанность и правомочие переходят к государству или муниципальному образованию. Тогда публично-правовое образование выкупает у собственника жилое помещение в аварийном доме либо предоставляет последнему аналогичное. То есть, вне зависимости от формы собственности жилых помещений, бремя предоставления нового жилья или денежных средств, в размере рыночной цены жилого помещения, ложиться на публично-правовое образование.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей, а также с указанием объема произведенных расходов. В случае необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Указанная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями.

1. Инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.

В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования, установленной настоящей статьей.

Статья 17 Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования

Объем средств, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, а также из размеров страховых премий, исчисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования, установленной настоящей статьей.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе устанавливать полные или частичные компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования иным категориям граждан. Источники финансирования и порядок предоставления указанных компенсаций определяются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Проект Федерального закона предусматривает внесение изменений в следующие нормативные акты:

Важным моментом является обеспечение "доступности" страхования жилья для граждан. Здесь обязательно должны быть учтены (и найдены соответствующие решения) состояние жилья в удаленных регионах России, интересы малоимущих граждан (реальный уровень доходов большинства населения страны), кумуляция риска в опасных регионах, общедоступные и недорогие технологии продаж и многое другое.

1. Софинансирование за счет бюджетных средств части выплат при наступлении страхового случая в результате чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального или регионального уровня, в том числе на пропорциональной основе со страховой организацией, в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований на очередной год и плановый период в соответствии с программами защиты жилищных прав граждан использованием механизма страхования, утвержденными субъектами Российской Федерации (путем разработки новых или изменения существующих программ в области жилищной политики);

Обязательное страхование жилья граждан

5. Оценка пригодности жилья для восстановления и установление факта полной гибели имущества осуществляется комиссией, в состав которой помимо представителей органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления входят представители страховщика;

Следует отметить, что какими бы красивыми словами не прикрывались предлагаемые нововведения, основная их цель — сокращение бюджетных расходов, т.е. перекладывание расходов на восстановление жилья при чрезвычайных ситуациях на самих граждан.

Ниже собраны предложения по созданию в России Системы страхования жилья, обеспечивающей максимально широкое привлечение населения и гарантированное возмещение вреда жилью граждан.

1. В государственную комиссию по оценке последствий чрезвычайных ситуаций теперь будут включать представителей страховых организаций — экспертов по оценке ущерба жилью. Это могут быть как сотрудники страховых компаний, так и независимые эксперты, работающие по договору со страховщиками. Квалификационные требования к таким экспертам пока не определены.

Вместе с тем, такая практика является общепринятой практически во всем мире.

Новая система страхования жилья основывается на реализации двух основных положений:

С другой стороны, сразу закладывая в проект разнообразные технологии заключения договора страхования жилья, авторы проекта предлагают более дешевую альтернативу агентским продажам. Очевидно, что по данному виду страхования будет жестко ограничен размер комиссионного вознаграждения агента, а у клиентов даже в отдаленных регионах России будет возможность заключить договор по удобной для них технологии. Это должно существенно снизить накладных расходы (расходы на аквизицию) по страхованию жилья по сравнению с другими видами обязательного страхования (в первую очередь — по сравнению с ОСАГО).

11. Формирование системы информационного обеспечения с данными о заключенных договорах страхования, объектах страхования, уплаченных страховых премиях и страховых взносах, о произошедших страховых случаях и осуществленных страховых выплатах, с данными о кадастровой оценке жилых помещений, их площади и типе, необходимыми, в частности, для оценки страхового риска и определения страхового тарифа, с информацией об оказанной финансовой помощи, определение участников информационного взаимодействия и оператора информационной системы.

Соотношение между выплатами из государственных фондов и за счет страхования жилья пока не установлено — предполагается, что оно будет различным в зависимости от региона России.

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в системе обязательного социального медицинского страхования, в целях реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.

Порядок прикрепления граждан к организации первичной медико-санитарной помощи определяется уполномоченным органом.

См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2016 года № 389 «О создании фонда социального медицинского страхования»

2. Граждане имеют право выбора медицинской организации, оказывающей стационарную помощь в системе обязательного социального медицинского страхования, в случаях получения плановой медицинской помощи.

9) осуществляет внутренний контроль деятельности фонда в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

Статья 7. Медицинская помощь в системе обязательного социального медицинского страхования

Статья 12. Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы

4) устанавливает размер резерва фонда на покрытие непредвиденных расходов;

5) переданы в доверительное управление, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона;

Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на г

8) физические лица, получающие доходы по заключенным с налоговым агентом договорам гражданско-правового характера в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее — физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера);

4) ведения раздельного учета собственных средств и активов фонда;

2) стационарная помощь (за исключением медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом):