Законы принятые парламентом российской федерации вступают в силу

Блог
  • 1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе, а именно, называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка "Вступает в силу после официального опубликования";
  • 2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом — законом о введении его в действие.

Для ведомственных НПА (за исключением актов ЦБ РФ, ФКЦБ) до 18 августа 1998 г. (день вступления в силу Указа Президента РФ от 13.08.98 N 963 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти") официальным опубликованием считалось опубликование в "Российских вестях" и "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" издательства "Юридическая литература" (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Президент РФ Указом от 13.08.98 N 963 внес изменения в порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установив, что указанные акты подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" вместо газеты "Российские вести", как было ранее.

В настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.05.92 N 305 и Указ Президента РФ от 21.01.93 N 104 утратили силу в связи с утверждением новых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (см. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009) и в связи с новым Порядком опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (см. Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763). Тем не менее правовые последствия несоблюдения установленного порядка регистрации и опубликования актов, которые в этом нуждаются, остались прежними: акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут применяться.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.

Приложение 2

Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или защищаясь с ее помощью от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Для НПА ЦБ РФ официальным источником опубликования является "Вестник Банка России" (ст. 6 ФЗ от 02.12.90 N 394-1). Для НПА ФКЦБ — "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" (п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.95 N 1263).

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА.

Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Этим же Указанием подтверждается, что на акты ГТК РФ в вопросах официального опубликования распространяется действующий в отношении федеральных органов исполнительной власти порядок.

Решением Совета депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 17 сентября 2009 г. N 52 часть 5 статьи 38 настоящего Устава изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня опубликования названного решения

Статья 38. Вступление в силу, порядок опубликования (обнародования) и отмены муниципальных правовых актов

7. Не подлежат опубликованию (обнародованию) муниципальные нормативно-правовые акты или их отдельные положения, содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

4. Официальное опубликование (обнародование) муниципальных нормативно-правовых актов осуществляется путем издания главой городского поселения специального правового акта (постановления).

5. Официальным опубликованием (обнародованием) муниципального нормативно-правового акта считается первая публикация его полного текста в одном из печатных средств массовой информации: общественно-политической газете «Советская звезда», газете «Совгаванские вести», «Сборнике нормативно-правовых актов местного самоуправления городского поселения «Город Советская Гавань» или ином, учреждаемом в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 настоящего Устава печатном средстве массовой информации.

Вступление в силу, порядок опубликования (обнародования) и отмены муниципальных правовых актов

Решением Совета депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 14 февраля 2008 г. N 1 в часть 8 статьи 38 настоящего Устава внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного Решения

3. Муниципальные нормативно-правовые акты, принятые на местном референдуме, принятые Советом депутатов, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления направляются главе городского поселения для опубликования (обнародования).

8. Ответственность за своевременное и достоверное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, соответствующих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу края, законам края, настоящему уставу, возлагается на главу городского поселения.

1. Муниципальные правовые акты, не являющиеся нормативными правовыми актами, вступают в силу в сроки, установленные этими правовыми актами.

Решением Совета депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 28 мая 2009 г. N 29 часть 9 статьи 38 настоящего Устава изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня опубликования названного решения

2. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человек и гражданина (далее — муниципальные нормативно-правовые акты), вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), за исключением нормативных правовых актов Совета депутатов о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

6. Муниципальные нормативно-правовые акты, за исключением муниципальных нормативно-правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, для ознакомления с ними граждан могут передаваться в библиотеки и методические кабинеты, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, в том числе и в электронных средствах, массовой информации путем создания специальных изданий (сайтов) органов местного самоуправления городского поселения.

Однако, к сожалению, закон пока не принят. Госдума отложила принятие закона.

22.04.2016 законопроект № 918468-6 принят во втором чтении. Во 2-м чтении была принята поправка, по которой закон должен вступить в силу только с 1 января 2017 года.

3. ограниченные права банков – они не смогут требовать с граждан досрочного возврата денег.

Стоит иметь в виду, что данная скидка не распространяется на грубые нарушения правил дорожного движения, таких как выезд на встечку, повторный проезд на красный свет, превышение скорости на 40 км, повторное управление незарегистрированным автомобилем, причинение легкого или среднего вреда здоровью и конечно за пьяную езду и отказ от мед освидетельствования.

Новый закон предусматривает, что если иностранная компания хотя и не имела представительства в России, она обязана будет встать на регистрацию в налоговую в РФ и уплатить налог.

19.10.2015 рассмотрение нового закона в Думе перенесли на 2016.

Во-первых, дополнительные расходы на приобретение новых ККТ.

11.05.2016 законопроект принят ГД в третьем окончательном чтении. Согласно этому закону, возраст выхода на пенсию для госслужащих будет ежегодно повышаться на полгода до тех пор, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин (первоначально 65 было для мужчин и для женщин).

НДС предусмотрен для следующих видов сервисов и услуг: программы, игры, музыка, графика, цифровые книги, базы данных и хранение данных, рекламные площадки, аукционы, регистрация доменов, хостинг-провайдеры, антивирусы, программы блокировки рекламы, статистика сайтов.

Против нового закона выступили крупнейшие российские интернет-компании Mail.ru и «Яндекс», Российская ассоциация электронных коммуникаций, «Связь и ИТ» при правительстве России и Совет по правам человека при президенте. Также против новых положений «большая четверка» (МТС МегаФон Билайн Tele2) сотовых операторов РФ.

Возвращать деньги предлагается двумя путями: через работодателя или налоговую инспекцию. Например, семья из 3-х человек (муж, жена, ребенок) решает отдохнуть в одном из регионов РФ, покупает путевки у турагента, в которой учитываются проезд к месту отдыха, проживание, еда (укладываясь в норму 50 т.р. на чел.). После турпоездки они приносят подтверждающие документы работодателю и затем получают деньги. Эта семья, потратившая на отпуск в России 150 тысяч рублей, с учетом вычитаемого налога 13% — 19,5 тысяч рублей, может рассчитывать на компенсацию в 130,5 тысяч рублей.

Новые законы 2016 года

Также, по мнению минэкономики, введение ККТ в Интернет-торговле, ставит в неравные конкурентные условия российских предпринимателей с зарубежными игроками.

В отличие от ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108 не говорит о праве Президента Российской Федерации вернуть поступивший к нему на подпись федеральный конституционный закон. Видимо, такое право не имело бы смысла, поскольку Федеральному Собранию для преодоления вето требуется менее сложное квалифицированное большинство голосов, чем для принятия федерального конституционного закона. Вместе с тем отсутствие такого права не означает, что в случае обнаружения в переданном на подпись федеральном конституционном законе несоответствия конституционным нормам Президент не вправе обратиться к палатам Федерального Собрания с предложением рассмотреть спорные вопросы. Президент в этом случае выступает как гарант Конституции Российской Федерации. Однако юридической силой вето такое обращение не обладает. Окончательно спор в подобных случаях должен быть решен Конституционным Судом Российской Федерации.

Законы принятые парламентом российской федерации вступают в силу

б) открыть обсуждение по федеральному закону. По окончании обсуждения председательствующий на заседании Совета Федерации обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой редакции.

Отлагательное или относительное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на закон, принятый парламентом, который может быть парламентом преодолен. Принятый парламентом закон направляется для подписи главе государства, который в установленный срок (иногда этот срок точно не определен) может либо подписать его, либо отказать в санкции (подписи), т. е. наложить вето. Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляет послание, в котором излагаются его мотивированные возражения против закона.

При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, Совет Федерации вправе:

В связи с процедурой повторного рассмотрения палатами Федерального Собрания федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации, возникает вопрос: какой закон в результате будет считаться “принятым федеральным законом”? В этом случае опять-таки следует обратиться к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996 г. В этом Постановлении указывается, что под “принятым федеральным законом” по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ.

В итоге работы согласительной комиссии представители Президента РФ согласились не менять кардинально ст. 6 Закона, но сделали два существенных уточнения, которые были внесены в окончательный текст закона, подписанный Президентом РФ1. Поиски компромисса присутствуют и во многих других случаях.

Еще один пример, относящийся к поиску согласия между Государственной Думой и Президентом РФ, связан с отклонением Президентом РФ Федерального закона “О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, способствующих уголовному судопроизводству”. Существенные замечания были сделаны Президентом РФ к ст. 6 Закона, в соответствии с которой в целях неразглашения сведений о личности защищаемого лица в процессе предварительного расследования и в суде допускалось: предъявление для опознания подозреваемого или обвиняемого, проводимое скрытно от опознаваемого; допрос свидетеля, потерпевшего или эксперта при отсутствии подсудимого; освобождение судом от явки в судебное заседание защищаемого лица, в том числе потерпевшего или свидетеля.

а) принять возражения главы государства внести соответствующие изменения в закон и вновь отправить его для получения санкции;

Таким образом, в Регламенте предусматриваются возможности, когда Государственная Дума соглашается с отдельными изменениями, предложенными Президентом, что часто встречается на практике, а также проведение согласительных процедур для преодоления разногласий. Подобные процедуры могут использоваться, когда палата либо частично соглашается с замечаниями Президента, либо, не сумев преодолеть вето Президента, вынуждена искать с ним компромисса.

Процедуре преодоления президентского вето свойственны поиски компромисса, которые нередко возникают в реальной законодательной практике. Можно привести несколько примеров поиска согласия между Федеральным Собранием (одной или обеими палатами) и Президентом Российской Федерации. Так, по Закону о выборах депутатов Государственной Думы основной спорный вопрос, по которому был найден компромисс трехсторонней согласительной комиссией, касался соотношения между числом депутатов, избирающихся по одномандатным округам, и числом депутатов, избирающихся по партийным спискам.

а) не открывать обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции;

Рассмотрим заключительную стадию законодательного процесса, которая предусмотрена большинством действующих конституций современных государств. Как правило, в зарубежных странах она называется промульгацией закона. Содержание данной стадии состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется и вступает в действие. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению после опубликования и вступления в силу.